Небо и земля въ современной литературѣ. — Общій тонъ андреевскаго творчества и основа его міросозерцанія. — Не
возможность примиренія между личностью и міромъ и смерть какъ единственный выходъ для разумнагосущества(„Сашка“).— Черты творчества въ раннихъ разсказахъ: „Молчаніе , „Боль
шой шлемъ“, „Жили-были“, „Въ темную даль“ и др.— Реализмъ этихъ разсказовъ и признаки схематизаціи. —Первая серьезная попытка къ философскому обоснованно пессимизма: „Разсказъ о Сергѣѣ Петровичѣ : — Разрушительная работа Андреева.
Непринятіе мысли: „Мысль“ и „Мои записки .
Въ одномъ изъ предыдущихъ выпусковъ мы писали: „Религіи умираютъ, исторія безсмертна“. Никогда эта истина не выступала наружу такъ ярко, какъ въ настоящее время, когда уже есть возможность оглянуться на только-что пережитый періодъ въ исторіи
русской литературы. Чего только не наслушались мы за это время? Многіе ли теперь помнятъ о „мистическомъ анархизмѣ“,„соборномъ индивидуализмѣ“ и тому подобныхъ противоестественныхъ сочетаніяхъ, которыя выдавались за религіозныя откровенія. А вѣдь еще годъ—два тому назадъ всѣ эти ятеоріи“ и „системы , создаваемыя легкомысленными мыслителями, свободными отъ научной и философской подготовки, увлекали читающую публику, правда, не надолго, но увлекали сильно. Иногда царство новаго вѣроученія исчис
лялось недѣлями и даяге днями. Но все-таки оно было. И быстрая смѣна этихъ ученій, которыя сами по себѣ не представляютъ никакого интереса, служитъ характернымъ показателемъ настроенія, еще недавно владѣвшаго русскимъ обществомъ.