у польского хрониста Мартина Вельского, лифляндских историков Кельха и Геннинга, недавно изданного Штадена1 и, нако

нец, у нашего Шлихтинга. Из новых историков существование этого заговора предполагали с большей или меньшей категоричностью Щербатов и Арцыбашев.2

Суть дела заключается в следующем. Осенью 1567 г. царь задумал большой поход в глубь Ливонии, 21 сентября он
выехал на литовскую границу, а 12 ноября, после совещания •со своим двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем и боярами, решил немедленно вернуться обратно. Причина этого крылась в том, что польский король Сигизмунд-Август через некоего Козлова стакнулся с московскими боярами, и те обещали выдать ему царя. Когда это намерение было раскрыто и царь уехал домой, то и Сигизмунду не оставалось ничего иного, как распустить войско и вернуться в Гродно. Шлихтинг с некоторой неточностью представляет дело так (стр. 28): „И если бы польский король не вернулся из Радошковиц и не
прекратил войны, то с жизнью и властью тирана все было бы покончено, потому что все его подданные были в сильной сте
пени преданы польскому королю . Это показание его особенно красочно потому, что наряду с этим прямым признанием вины бояр (их, конечно, прежде всего следует разуметь под „всеми его подданными ), Шлихтинг, как равный им по происхождению, при описании каждой казни изменников старательно подчеркивает их невиновность.
Роль князя Владимира Андреевича в этой истории представляется так. Повидимому, он сам принимал участие в заговоре, но увидел, что успеха на его осуществление мало. Тогда он, вместе с князьями Вельским и Мстиславским, отправился к Ивану Петровичу Челяднину-Федорову, стоявшему во главе всего предприятия, взял у него список участников, якобы под тем предлогом, что к заговору хотят примкнуть новые лица, и, заметя таким образом свои следы, открыл все дело царю. Но впоследствии, когда его участие выяснилось, он был умерщ
влен8 по приказу царя. Началось следствие, которое, конечно, производилось с утонченной жестокостью того времени
1 Все эти свидетельства приведены в указанной работе Рейжевского. 2 Цитаты приведены в указанной работе Рейжевского.
3 Подробности гибели князя Владимира известны только из иностранных
источников и противоречат друг другу. Ср. Соловьев, II, стр. 172—173, прим. 3.