кой экономической агитации в массе; второй — к политической агитации в крупных размерах и к откры
тым уличным демонстрациям; третий — к настоящей гражданской войне, к восстанию. Каждый из этих пе
реходов подготовлялся, с одной стороны, работой социалистической мысли в одном преимущественно направлении, с другой стороны, глубокими изменени
ями в условиях жизни и во всем психическом укладе рабочего класса, пробуждением новых и новых слоев его к более сознательной и активной борьбе. Эти из
менения происходили иногда бесшумно, накопление сил пролетариатом совершалось за сценой, незамет
но, вызывая нередко разочарование интеллигентов в прочности и жизненности массового движения. Затем
наступал перелом, и все революционное движение как бы сразу поднималось на новую, высшую ступень» *.
Этими словами Ленин подчеркнул, что 9 января только вскрыло и обнаружило то, что годами зрело и накоплялось в рабочем классе и что так бурно за
тем проявилось в революционной борьбе 1905 г. Уже на заре русского капитализма — в 70-х годах прошлого столетия — рабочие в своей борьбе с капиталистами стали прибегать к забастовкам.
В мае 1870 г. произошла первая забастовка в Петербурге на Невской бумагопрядильне. Из 240 басто
вавших рабочих 57 человек были присуждены к тюрь-; ме на долгие годы.
.Тяжелые кары не прекращали забастовок. Забастовочное движение получило распространение и в
Москве и в провинции. В редких случаях рабочим! удавалось добиться уступок от капиталистов — чаще; бастовавшие подвергались жестоким преследованиям.]
В первые годы забастовок рабочие шли с жалобой на хозяина к приставу, к градоначальнику. На опыте* они постепенно убеждались, что начальство держит
сторону хозяина, что царский чиновник — такой же* враг рабочего, как и фабрикант. На уроках борьбц рабочие постепенно приходили к сознанию, что надс* бороться не только против хозяина, но и против пра
1 Ленин, т. VII, стр. 142.