вительства. Статистика стачечного движения наглядно показывает, как из года в год крепла борьба и повышалось политическое сознание рабочего класса.
За время с 1395 по 1900 г. прошло1 по России 860 сгачек. В следующее пятилетие — с 1900 по 1904 г.— число стачек увеличилось до 905, причем в первом из указанных пятилетий 34 забастовки сопровождались предъявлением политических требований, а во вто
ром — уже 144. Рабочий бастовал потому,, что он
задыхался от бесправия, от полицейского произвола, он голодал, тонул в грязи бескультурья и нищеты.
Не лучше было положение крестьянина. После «освобождения» 1861 г. крепостное право для крестьян фактически сохранилось больше чем наполовину вплоть до революции 1917 г. Право крепостника рас

поряжаться жизнью и свободой своего раба было от

менено лишь накануне 1905 г.: телесное наказание для
крестьян правительство отменило в 1904 г., круговую поруку — в 1903 г.
«Освобождение» 1861 г. — это, как писал Ленин, не освобождение крестьян от власти помещиков, а освобождение крестьян от земли.
Крестьянину не отдали всей земли, которую он обрабатывал в крепостное время. Ему оставили только часть этой земли, другую часть отрезали в пользу по
мещика, причем отрезали не только лучшую часть крестьянских наделов, но главным образом ту часть, без которой невозможно вести крестьянское хозяйство: выгон, дорогу к выгону, к водопою, лес, луг.
Крестьянство вынуждено было все эти угодья арендовать у помещика, а следовательно, и после «освобождения» оставаться у него в кабале.
Земельное ограбление крестьян произошло в значительных размерах. В 21 губернии черноземной по
лосы из 14 миллионов десятин, бывших до отмены крепостного права в крестьянском пользовании, от
резано было около 4 миллионов десятин, следовательно, больше четверти.

В Поволжье крестьянской земли было отрезано

еще больше — 35%, на Украине — 32% и т. д.