Но и «освобожденную» землю крестьянин получил не безвозмездно. В нечерноземной полосе крестьяне уплатили за «освобожденную» землю 342 миллиона рублей в то время, когда ее стоимость была всего 180 миллионов. В Московской губернии с крестьян за де
сятину взяли по 51 рублю 33 копейки, а цена ей в то время была только 26 рублей.
Для того же, чтобы крестьянин в результате такой грабительской сделки не мог бросить землю1 и своевременно вносил за нее выкуп и проценты, его прикрепили к общине и обязали круговой порукой. Общество отвечало за него, оно следило, чтобы крестьянин своевременно платил выкуп.
От такого «освобождения» крестьян помещик получил: 1) лучшие земли, 2) дешевые рабочие руки, 3) высокую арендную плату за луг, выгон и т. д.,
4) огромный выкупной капитал, собранный с обезземеленного крестьянина. Выиграли от этого «освобож
дения» и капиталисты, получившие огромную армию безработных, готовых из-за куска хлеба продавать свою рабочую билу.
На выкупной долг беспрерывно нарастали проценты, и к январю 1900 г. крестьяне переплатили свыше полутора миллиардов рублей за ту землю, которая во
время «освобождения» стоила немногим больше 600 миллионов рублей.
В результате непосильных платежей за крестьянством накапливались большие недоимки, которые беспощадно выколачивались полицейской силой. Крестьянство нищало и разорялось.
Начиная с 1889 г. для удержания крестьян в повиновении был введен институт земских начальников. Земский начальник был представителем дворянской диктатуры над деревней. Он мог подвергать крестьян наказанию и даже пороть их розгами.
Особенно невыносимым становилось положение крестьян в годы неурожая. (Крестьяне в отчаянии бра
лись за косы, за вилы и шли разорять насиженные гнезда своих угнетателей.

Непрерывно нарастало крестьянское движение.