Ленин в статье «Самодержавие и пролетариат» писал:
«Самодержавие не может не задерживать общественного развития. Чем дальше, тем больше сталкиваются с самодержавием интересы буржуазии, как клас
са, интересы интеллигенции, без которой немыслимо современное капиталистическое производство... Крайне
важно для сознательного пролетариата ясно понимать и неизбежность либеральных протестов против само
державия и действительный буржуазный характер этих протестов» 1.

Студенчество и либеральные земцы накануне 1906 г. все активнее стали выражать эти протесты.

В 1900 — 1904 гг. проходит ряд студенческих волнений и забастовок. Студенты требуют реформы высшей школы, кое-где выставляют и политические требования.
Конечно, либералы хотят «освободить» Россию <-сверху», не разрушая ни монархии царя, ни земле
владения и власти помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу времени.
Буржуазия добивается реформ, чтобы занять руководящую роль в госудаостве и спасти «Российскую империю» от угрожающего ей революционного потря
сения, которое все явственнее назревало. Даже тупое царское чиновничество начинает понимать, откуда идет опасность.
Уже в 190(1 г. Святополк-Мирский, тогда шеф жандармов, а впоследствии, ,во время русско-японской войны, министр, писал:
«Поставив себе конечной целью создать из рабочих организованные массы для борьбы с правительством за осуществление своих идей, агитаторы, к сожалению, значительно успели в этом. Последние три-четыре года из добродушного русского парня выработался своеобразный тип полуграмотного интеллигента, по
читающего своим долгом отрицать религию, семью, пренебрегать законом, не повиноваться власти и глумиться над ней».
1 Ленин, т. VII, стр. 29- 30.