Не останавливаясь перед выбором средств, правительство старается овладеть настроениями рабочих и отвести движение в сторону от политики.
Начальник охранного отделения Москвы Зубатов явился творцом целой программы овладения рабочим движением.
Под его руководством начинают создаваться легальные «рабочие организации» якобы для защиты интересов рабочих. Организации эти находятся под заботливым попечением полиции.
Б Москве 14 февраля 1902 г. был утвержден устав зубатовского общества под названием «Общество вза
имного вспомоществования рабочих в механическом производстве».
Под руководством «общества» прошло в Москве даже несколько забастовок. Движение начало переходить далеко за рамки, намеченные Зуоатовым. Эго испугало московских фабрикантов, Зубатов ушел в отставку, закрылось в Москве и зубатовское «общество», но «зубатовщина» не прекратилась. Она пыш
ным цветом расцвела в Петербурге, где во главе этого дела стал священник Гапон. Гапон ставил своей за
дачей «свить среди фабрично-заводского люда гнездо, где бы Русью пахло, откуда бы вылетали здоровые, самоотверженные птенцы на разумную защиту своего царя».
Так правительство старалось, опутать рабочего, чтобы отвлечь его от революционного движения.
Японская война ускорила развитие событий. Царское правительство, не довольствуясь колонизацией своих окраин, тянулось к новым захватам. Оно закрепило свое влияние и в Манчжурии, оно протяги
вало теперь свои жадные руки к богатствам Кореи, и колониальные интересы русского империализма столкнулись с интересами Японии. Началась война, при помощи которой царское правительство надеялось, кроме того, разрядить революционную энергию, накопившуюся в рабочем классе и крестьянстве.
С самого же начала войны (февраль 1904 г.) Япония стала наносить царским армиям, а затем и флоту удар за ударом. Царские генералы, не жалея пушеч