ного мяса, вели на убой армию за армией. Возмущение в стране все больше и больше нарастало.
«Война далеко еще не кончена, но всякий шаг в ее продолжении расширяет необъятное брожение и воз
мущение в русском народе, приближает момент новой великой войны, войны народа против самодержавия, войны пролетариата за свободу» \
Из-за войны быстро поднялись все цены. Реальная заработная плата с октября 1903 г. по октябрь 1904 г. упала не меньше чем на 20—23°/и.
Снова стала подниматься волна забастовочного движения. Декабрь 1904 г. ознаменовался грандиозной стачкой бакинских рабочих. Это была уже чисто поли
тическая стачка. Наряду с экономическими требовани
ями бакинские рабочие предъявили требование оо окончании войны, о созыве Учредительного собрания, о свободах.
Почти одновременно поднялась забастовочная волна и в Петербурге.
3 декабря началось движение на мануфактурной фабрике Кожевникова. 17 декабря забастовали ткачи Новосампісоньевской ,мануфактуры. Вскоре же вспыхнула и историческая забастовка на Путиловском заводе.
«Да. Самодержавие ослаблено. В революцию начинают верить самые неверующие. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции. О ее продолжении печется само правительство своей военной авантюрой. О поддержке и расширении серьезного революционного натиска позаботится русский пролетариат» 2.
«

Кровавое воскресенье

В декабре 1904 г. на Путиловаком заводе было уволено 4 старых рабочих. Уволенные принадлежали к гапоновскому союзу «Собрание русских рабочих». Они обратились в свой союз за защитой.
1 Ленин, т. VII, стр. 49. s Там же, стр. ,50,