основным фактором, стимулировавшим создание нового театра на новых идейных началах.
Появление нового драматурга, А. П. Чехова, выдвигало перед русским драматическим театром того времени новые твор
ческие задачи. Провал чеховской «Чайки» в бывшем Александринском театре был естественным результатом столкновения двух противоречивых художественных факторов: новой, своеоб
разной драматургии А. П. Чехова и старых, консервативных театральных приемов, которые свойственны были тогдашнему русскому драматическому театру. Новая форма чеховской драматургии требовала новых средств театральной выразительности. Большой заслугой Художественного Театра являются его смелые поиски в этой области.
В драматическом театре того времени господствовали консервативные актерские штампы. Это был театр условной сценической правды. Художественный Театр объявил войну всем явле
ниям сценической условности в театре. Основным творческим лозунгом театра был лозунг жизненной правды на «цене. Для достижения этой правды необходимо единство художественного замысла и гармония всех элементов, из которых составляется спектакль. Для достижения этого единства Художественный Театр впервые выдвинул вопрос о сценическом ансамбле, организатором и осуществителем которого является режиссер спек
такля. Он выдвинул вопрос о новых средствах сценической выразительности. Художественный Театр не только творчески оты
скал эти средства выразительности, но он сумел привести их в систему и создать на практике стройную науку о театре, которая сейчас под названием «Системы Художественного Театра», или
«Системы Станиславского » (что одно и то же) стала основой театральной культуры в нашей стране.
Каковы же эти новые средства театральной выразительности? Атмосфера и настроение сценического куска, организация общения между действующими лицами, вскрытие подтекста пьесы, нахождение ее подводного течения, разработка своеобразных акварельных красок (полутона, паузы), изучение психо
логического состояния образа, зерно образа1, сквозное действие,
физические действия, — все это стало сейчас азбучной истиной в теории и практике современного советского театра. Но для своего времени это было подлинным творческим откровением,
революционизировавшим актерскую технику и открывшим перед каждым актером широчайшие горизонты для повышения своего мастерства.