Новая творческая программа театра революционизировала все стороны театрального искусства, ибо она охватывала не только искусство актера и режиссера, но весь комплекс организационных, постановочных и творческих проблем театра. Станиславский в своей книге: «Моя жизнь в искусстве» говорит так:
«Программа начинающего дела была революционной. Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектакля, и против ничтожного репертуара тогдашних театров. В своем разрушительном рево
люционном стремлении, ради обновления искусства, мы объявили войну всякой условности в театре».
В этих сжатых формулировках К. С. Станиславского великолепно очерчена творческая программа театра. В неустанной борьбе с консервативным театром,, МХАТ одержал ряд крупней
ших побед в деле установления нового театрального искусства. Вслед за Чеховым театр привлек к драматургической работе
A. М. Горького. Пьесы великого пролетарского писателя были в жизни МХАТ не только художественным, но и крупнейшим
•общественно-политическим событием. Постановки «Мещан», «На дне» и «Детей солнца» сопровождались цензурными и полицейскими преследованиями и яркими общественно-политиче
скими демонстрациями передового революционного зрителя, который восторженно воспринял горьковскую струю в художественном творчестве театра.
Драматургия Чехова и Горького способствовала кристаллизации новых творческих приемов театра. В пьесах Чехова и Горького с исключительной силой проявился режиссерский гений К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В этих же пьесах засверкали блестящие артистические дарования
B. И. Качалова, И. М. Москвина, О. Л. Книппер-Чеховой, Л. М. Леонидова, М. П. Лилиной и других.
Революционное преобразование театрального искусства коснулось также организационной деятельности театра, целиком подчиненной идейным задачам театра. Основатели театра адре
совали свое искусство широкому демократическому зрителю. Это определило ряд моментов в организации нового театра, который s силу этих же причин был первоначально назван «Художественно-общедоступным».
Основатели театра считали, что основной задачей театра
является ознакомление демократического зрителя с лучшими