произведениями мировой и отечественной классической драматургии, а также с произведениями современных драматургов, наиболее чутко и правдиво передающих передовые идеи современности.
Творческая и организационная программа театра сейчас настолько популярна, что изложение содержания программы может показаться рассказом о давно известном и пройденном этапе. Историческая заслуга театра заключается в том, что он проводил эту программу с величайшей принципиальностью, не останавли
ваясь перед значительными трудностями, которые встречались на его пути. Было бы неверно представлять исторический путь развития Художественного Театра, как путь сплошных побед. Он испытывал и поражения, являвшиеся следствием его творче
ских увлечений. Стремясь к обновлению искусства и вступая на путь смелых творческих исканий, театр не всегда добивался успеха в этих исканиях. Но и в своих поражениях театр был творчески честен и принципиален, стремясь и из поражения извлечь полезные уроки. Руководители театра, К. С. Станислав
ский и В. И. Немирович-Данченко, всегда занимали позиции смелого новаторства. Больше всего они боялись застоя творче
ской мысли. Самоуспокоенность и удовлетворение достигнутыми успехами всегда вызывали с их стороны резкий отпор.
Перед Великой социалистической революцией театр был в тупике. Репертуар театра не отличался тем высоким идейным уровнем, который всегда был свойственен МХАТ’у.
Чехова не было в живых, Горького нельзя было ставить по цензурным условиям. А другие драматурги, которых театру приходилось тогда ставить (Юшкевич, Ярцев, Чириков, Мережковский, Л. Андреев, Сургучев), не оставили заметного следа в твор
ческой жизни театра. Эта драматургия не принесла театру ни радости, ни славы. Театр испытывал также экономический тупик.
Зависимость от буржуазных пайщиков, на средства которых содержался театр, неблагоприятно отражалась на творческой
жизни театра. В искусстве театра в какой-то мере сказывались влияния упадочных течений, имевших место в русском искусстве после поражения революции 1905 года.
Вспоминая этот период, В. И. Немирович-Данченко неоднократно высказывал свои сомнения относительно дальнейших судеіб театра. Неизвестно, — удержался ли бы театр, если бы не приход Великой Октябрьской социалистической революции, которая открыла театру исключительные возможности для его дальнейшего существования и процветания. Революция осво