27-го октября 1938 года Московскому Художественному Театру исполнилось сорок лет. Юбилей театра превратился в большое театрально-культурное событие в жизни нашей страны.
Огромный багаж общественно-политического и художественно-творческого опыта, зрелость режиссерской и актерской куль
туры, стремление разрешать новые и более сложные творческие задачи, — все это определяет самочувствие театра, осознающего свое место в истории развития советской театральной культуры.
Стремление осмыслить пройденный сорокалетний творческий путь побуждало театр к более тщательному и углубленному изучению своей истории.
Вопрос об истоках театра был предметом внимательного изучения в ряде книг и статей, опубликованных к юбилею театра. Возникновение театра тесно связано с общественными настрое
ниями передовой демократической интеллигенции конца XIX века. В русской литературе наиболее ярким выразителем этих настроений был Антон Павлович Чехов, с именем которого так неразрывно связаны первые шаги Художественного театра.
Эпоха безвременья и чеховских сумерек — таков тот исторический этап, с которым свяізано возникновение театра.
Передовые слои демократической интеллигенции испытывали величайший гнет монархической реакции, пошлости и мещанства окружающей их жизни. Большинство этой демократической интеллигенции не знало выхода из создавшегося поло
жения. Она грустила по поводу окружающей ее пошлости и, как Вершинин в «Трех сестрах», мечтала о той прекрасной жизни, которая наступит через сто—двести лет.
Политическая активность этой интеллигенции не шла дальше Этой мечты. Эта общественная струя, выраженная в литературе в творчестве Чехова, нашла свое выражение в области театрального искусства — в Московском Художественном Театре. Стремление быть выразителем передовых тенденций демократической интеллигенции, быть рупором передовых идей эпохи было