«левых» оппортунистических элементов не могло не оказать своего влияния на подготовку и проведение восстания. В то самое время как в Петрограде вся организация под непосредственным руководством большинства ЦК готовилась к вооруженному за
хвату власти и стоявший на позиции выжидания съезда Троцкий представлялся одиночкой, — в Москве выжидательное настроение отдельных работников из руководящей группы большевиков не было парализовано в самом зародыше.
В то самое время как сознание необходимости вооруженной борьбы объединяло в Петрограде всю организацию, начиная с большинства ЦК, ВРК и кончая рядовым красногвардейцем и солдатом, — в Москве не было такого единства настроения в самом ВРК. Правые и колеблющиеся . элементы, составлявшие ничтожную по численности группку, входили в ВРК и на первых порах несомненно определили его тактику и политику.
В то время как массы горели желанием борьбы за овладение властью, среди руководящей группы военной организации и ВРК были совсем иные настроения и тактика. В. Н. Яковлева, секретарь областного бюро нашей партии, в своем докладе 9 (22) но
ября 1917 г. указывала на то, что между партийным центром и частью ВРК происходила вбе время упорная борьба.
По словам Яковлевой,
«партийный центр стоял за решительные действия, Военно-революционный комитет стремился оттянуть момент решительных действий, рассчитывая и надеясь, что можно обойтись и без них».
Иллюстрации к этим положениям мы находим в высказываниях целого ряда участников ВРК.
«Почему-то еще была вера в то, что до столкновения не дойдет, что буржуазия не захочет пережить ужасов от
крытой гражданской войны и уступит внушительным силам рабочих и солдат» 1,—говорит в своих воспоминаниях один
из членов Московского ВРК.
В своем выступлении на заседании совета рабочих и солдатских депутатов 9 ноября т. Ногин заявил, что если есть надежда (а у Ногина она была) на воссоздание власти, признаваемой все
ми партиями, входящими в советы, то в Москве нужно принять все меры, чтобы это произошло без кровопролития2. Позиция
правых составляла основу убеждений Рыкова. В пропаганде взглядов правых среди большевиков — членов ВРК и состояла
сущность деятельности Рыкова в дни октябрьского восстания в Москве.
Пагубное влияние оказывала также нерешительная, колеблющаяся позиция Н. И. Муралова, находившегося в самом центре
1 Сб. .Москва в октябре 1917 г.*, стр. 50. 2 Сб. .Советы в Октябре , стр. 64.