оперативно-боевого руководства. Об этих ошибках надо говорить, ибо эти ошибки в значительной мере предопределили за
тяжную и стоившую восставшим больших жертв борьбу. Об ошибках проведения восстания в Москве надо говорить, чтобы из этого опыта мог извлечь уроки международный пролетариат.
Москва к началу восстания не достигла той степени организованности и централизации боевых сил, какие были достигнуты в Петрограде. Бросается в глаза такая несообразность с точки зрения интересов пролетарской революции, как наличие в Москве к октябрю двух руководящих центров Красной гвардии. В состав одного, при Московском совете, наряду с большевиками входили меньшевики и эсеры, основной задачей которых было не допу
стить торжества пролетарской революции. Другой центр был исключительно большевистский, созданный при Московском ко
митете партии в виде комиссии по организации Красной гвардии. Дело доходило до того, что вестники из районов, посылаемые для информации в большевистский штаб, иногда попадали со своими сообщениями в тот штаб, где заседали меньшевики и эсеры (оба штаба помещались в одном здании).
В момент, когда партия открыто возглавляла подготовку к. борьбе за власть советов, двоецентрие вносило путаницу, мешало уяснению решающего для пролетариата вывода о необходимости полного и бесповоротного разрыва с меньшевиками и эсерами.
Вооружение рабочих в Москве с первых дней революции не приняло таких размеров, как в Петрограде. Рабочие Петрограда добыли основное количество оружия в февральские дни и от февраля к октябрю значительно усилили свою вооруженность. В Москве же вооружение рабочих происходило главным образом путем захвата оружия у городовых и в полицейских участках; военные арсеналы и склады остались здесь нетронутыми.
Затем, в то время как петроградский гарнизон, особенно матросы алтфлота, все время сохранял за собой свое оружие, в Москве белогвардейское руководство не только предусмотрительно разоружило гарнизон, но и значительно обессилило рево
люционно настроенные полки путем роспуска солдат по домам («в отпуск»). Это особенно обязывало Москву усиленно заняться
вооружением рабочей Красной гвардии и восстание начинать имен\ но с захвата складов оружия.
Центральный штаб Красной гвардии, чтобы восполнить недостаток винтовок, прибег к организации производства ручных гранат. Отдельные части их изготовлялись на заводах Михельсона, «Мотор» и телефонном. К октябрю было изготовлено до 600 бомб и в процессе производства находилось свыше 2 тыс. Недостаток оружия мешал развертыванию военной учебы, так как нехватка винтовок не могла быть восполнена ни динамитом,
ни пироксилином, получаемыми с завода Второва. Все это могло быть использовано главным образом для подготовки взрывов на