железных дорогах, чтобы остановить движение белогвардейских эшелонов против восставших, и в баррикадной борьбе. Централь
ный штаб и особенно районные большевистские организации в Москве всяческими мерами стремились восполнить нехватку оружия, но это им не удавалось в такой степени, как это оказалось возможным в Петрограде. Поэтому военно-техническая под
готовка к восстанию московских пролетариев была значительно ниже, чем пролетариев Петрограда.
Слабая вооруженность пролетариата накануне восстания явилась следствием помех, которые чинили меньшевики и эсеры, ши
роко использовавшие свое первоначальное влияние и авторитет для подрыва работы по вооружению пролетариата.
Меньшевики и эсеры всячески препятствовали установлению тесного контакта между рабочими и солдатской массой, демаго
гически заявляя, на собраниях солдат о том, что самовооружение пролетариата — это выражение недоверия в отношении револю
ционной армии. Этим была затруднена возможность более широкого проникновения оружия из воинских частей в среду рабочих и более широкого участия солдат в обучении рабочих обращению с оружием.
В Москве не было достаточной четкости в создании органов подготовки восстания в районах.
Тов. Пече в своей работе «Красная гвардия в Москве в боях за Октябрь» приводит данные об организации районных штабов Московской области. У него получается, что все эти штабы воз
никли очень рано и также рано была оформлена самая тесная связь их с центральным штабом Это верно только в отношении отдельных районных штабов и притом с известными оговорками.
Возьмем к примеру Пресненский штаб Красной гвардии. Организация этого штаба не была оформлена вплоть до октябрьских дней; были лишь отдельные товарищи, которые занимались организацией Красной гвардии на некоторых предприятиях.
Этот процесс был весьма слабо централизован. На крупнейшей фабрике района — Трехгорной мануфактуре подготовка и мас
совое обучение рабочих развернулись в основном лишь в момент октябрьских боев. Фактически не существовало штаба, который побудил бы трехгорцев заняться созданием красногвардейского отряда, прикомандировал бы к ним военных руководителей и снабдил бы Трехгорку оружием.
Так же примерно к началу восстания обстояло и в Городском районе. Анютин, участник событий, заявляет:
«Ни Красной гвардии, ни оружия в распоряжении райо
на не было»\
Между тем Городской район как центральный должен был в первую очередь отразить удары юнкерских и вообще белогвар
1 Сб. .Москва в октябре 1917 г. , стр. 119.