дейских отрядов. Можно было бы подумать, что этот район как менее пролетарский вообще не располагал Красной гвардией. В противоположность этому Гуторенко утверждал, что в Городском районе Красная гвардия стала организовываться в мае, красногвардейцы обучались стрельбе за городом. В июле рабочие лишились оружия. Но тогда же приступлено было к изуче
нию районов и даже отдельных зданий в Москве и составлению соответствующих планов. По словам Гуторенко, после 12 авгу
ста рабочие не выпускали оружия из рук. За три-четыре дня до создания ревкома красногвардейцы дежурили при райкоме.
Чем объясняется разноречивость в показаниях Анютина и Гуторенко? Тем, что каждый из них прав по-своему.
Правильно, что в районах имелись красногвардейцы, но соответствует действительности и то, что к моменту восстания районы не располагали Красной гвардией — рабочие не были вооружены в массовом масштабе. Когда же в первый день восстания рабочие стали требовать оружие, то его не оказалось. Го
родской район например получил оружие не за день и не за три дня до выступления, как это частично имело место в некоторых районах Петрограда, а спустя два дня после начала восстания. Так лее обстояло дело и в других районах.
Несколько более благополучно по части организации Красной гвардии в районном масштабе обстояло, пожалуй, в Лефортовском, Симоновском и Замоскворецком районах.
Большевистский центральный штаб Красной гвардии, ограниченный в возможностях развернуть боевую деятельность, сосредоточился на разработке самого плана восстания и устава Красной гвардии. По словам Я. Пече, оперативный штаб Красной гвар
дии по подготовке восстания был создан в июле. Этим штабом велась значительная работа по составлению стратегического плана восстания. Были намечены планы действий в районах, распо
ложение и наметка баррикад и т. д. Но составление плана не было закончено, и боевые действия в октябрьские дни не велись по какому-либо плану, особенно в начале боев.
Определяя в общем так же, как в петроградском уставе, цели и задачи Красной гвардии, московский устав недостаточно подчеркивал классово-боевой характер самой организации. В московском уставе (утвержденном советом 24 октября) в меньшей степени была подчеркнута прямая связь с предприятиями (на практике в Москве шире применялся принцип строительства дру
жин при районных штабах). В московском уставе не уделялось внимания проверке знаний выборного комсостава и обучению менее подготовленных командиров.
В Петрограде наряду со старыми большевиками-пролетариями в руководстве Красной гвардией принимали активное участие рабочие-солдаты. В тех случаях, когда организатором Красной гвардии на. предприятии выступал старый большевик, недостаточно знакомый с военным делом, к обучению красногвардейцев