стания в Москве имели четкий и определенный план его проведения. Приходится признать, что план активных наступательных действий имел не ВРК, а штаб Московского военного округа. Значительным преимуществом противника было и то, что он располагал возможностью быстрой мобилизации своих сил, тогда как мобилизация бойцов ВРК из-за отсутствия оружия растяну
лась на несколько дней. Наконец надо указать и на то, что враг очень удачно маневрировал, используя переговоры как прикры
тие подготовки к активным наступательным действиям, тогда как часть ВРК принимала переговоры настолько всерьез и так была ими увлечена, что совершенно отказалась от принятия мер на случай немедленного начала военных действий. Часть руководства упускала из виду, что переговоры никоим обрдзом не долж
ны отменять боевых приготовлений, что, наоборот, обеспечение себя в боевом отношении являлось лучшим подкреплением позиций ВРК при предъявлении тех или иных требований к противнику.
Обратимся к характеристике хода восстания в Москве.
Письмо Ленина поставило перед московской большевистской организацией вопрос о восстании как ближайшую и непосред
ственную задачу. Письмо обсуждалось на ряде собраний. После окончательного решения ЦК о восстании подготовка к его осуществлению началась и в Москве, и в области.
22 октября Московский комитет постановляет:
«организовать боевой орган из пяти, в который входят
секретариат, член бюро и член комиссии Красной гвардии
22 октября военное бюро созывает областную конференцию военных организаций, которая, не исчерпав своего порядка дня, закончила работу 23 октября (в связи с получением вестей о назревающих событиях в Петрограде). 23 октября вечером состо
ялось совещание с представителями районов и воинских частей. Обсуждался вопрос о восстании. 25 октября на объединенном заседании Московского областного и окружного комитетов созда
ется боевой центр для Москвы и области в роставе семи человек. Персонально вошли: тт. Пятницкий и Владимирский — от Мо
сковского комитета, В. Н. Яковлева и Стуков — от областного комитета, В. И. Соловьев —от окружного комитета, Ярослав
ский — от военного бюро Московского комитета, В. Козелев — от профсоюзов; кандидатами: т. Сапронов — от окружного комитета, т. Кизельштейн — от областного бюрог.
На том же заседании выносится решение об организации ВРК при совете и выдвигаются в его состав Смирнов, Ломов, Муралов, Рыков, Будзинский, Усиевич (кандидатом). Кроме того предполагалось, что в состав ВРК будут введены один эсер и один меньшевик.
1 Владимирский, Октябрьские дни в Москве, стр. 18.
2 Там же, стр. 19. См. также „Из истории московской рабочей Красной гвардии* (материалы и документы), стр. 66.