25 октября вечером на пленуме обоих советов 394 голосами при 106 против и 103 воздержавшихся принимается большевист
ская резолюция, а затем производятся выборы ВРК. В состав ВРК вошли: большевики Смирнов, Муралов, Усиевич и Ломов, кандидатами к ним — Аросев, Москалев, Рыков и Будзинский, от меньшевиков — Тейтельбаум и Николаев; от объединенцев:— Константинов и кандидатами — Гальперин и Ясенев (меньшевики скоро вышли из состава ВРК, эсеры вовсе отказались войти).
Позднее состав ВРК был значительно расширен.
Военно-революционный комитет приступил к работе в ночь на 26 октября. В первую очередь он разослал вестников и агитаторов по казармам с -призывом к солдатам выступить на поддержку советов. На утро ВРК издал приказ гарнизону о неиспол
нении распоряжений, не исходящих от ВРК и не скрепленных его подписью, а районным советам, думам ти заводским комитетам предписал создать революционные центры в районах, указав на необходимость захвата господствующих зданий в райо
нах и на принятие необходимых мер к вооружению (захватывать склады оружия) и к установлению связи с боевым центром в совете и партии.
С момента организации ВРК в центре и районах штабы Красной гвардии фактически прекращают свою деятельность.
Все боевые функции (по дальнейшей организации Красной гвардии, руководству всеми боевыми операциями) перешли целиком к ВРК.
Между тем положение в районах было далеко не блестящим. Всюду нехватало оружия. Красная гвардия не перешла на ка
зарменное положение, общая численность ее была невелика, и только в самые октябрьские дни начались пополнение и вербов
ка новых кадров красногвардейцев. Особенно плохо обстояло дело в Городском, Хамовническом и Пресненском районах, близко и непосредственно примыкавших к центру города и ставших ареной ожесточенных боев. К районным центрам потянулись во
оруженные, но сравнительно немногочисленные группы рабочих. Они настойчиво требовали оружия для рабочих, жаждущих принять участие в бою, но оружия не получили, так как районы не имели его. Чтобы восстание стало фактом, оно должно было опираться на вооруженные массы рабочих и солдат, а московские пролетарии фактически не имели столько оружия, чтобы высту
пить как сила, способная немедленно перейти в наступление. Это привело к тому, что на первых порах получилось нечто вроде изолированного выступления солдат, з то время как в районах основная масса будущих бойцов — рабочие — оставалась еще безоружной.
После призыва ВРК в Моссовет потянулись солдаты. Первыми пришли двинцы. За ними стали подходить отряды из других полков. Тут же были делегации от рабочих из районов, которые требовали оружия. Не говоря уже о том, что на солдат действо