Рябцеву делегацию с требованием увода из Кремля юнкеров и освобождения осаждаемых ими солдат 56-полка. 28 октября гарнизонное собрание избирает вместо исполкома совета солдат
ских депутатов, вошедшего в состав комитета общественной безопасности, «совет десяти» и поручает ему оказать давление на обе стороны, с тем чтобы они прекратили начавшееся крово
пролитие. Сочувствуя перевороту, совершаемому под лозунгом мира, земли и пролетарской диктатуры, масса солдат в самый момент восстания вместе с тем не обнаруживает той боевой активности, которая вполне соответствовала бы ее военной вы
учке и.подготовке. Активность солдатской массы возрастает по мере того,, как она получает возможность непосредственного соприкосновения с вооруженным героическим пролетариатом, выступающим в боях и ведущим ее за собой.
К концу восстания в Москве участвовала уже значительная часть гарнизона. Иллюзии о мирном исходе событий развеялись жестокими уроками предшествующих дней. Эти иллюзии были весьма ярки в солдатской среде даже 26 и 27 октября, и они-то несомненно оказывали известное влияние на настроение руково
дителей, входящих в состав Московского ВРК. Но ‘пассивность
солдат могла быть преодолена только активностью самого ВРК и районов. В частности в результате активности пресненских большевиков довольно скоро присоединилась к восставшим
1.-я запасная артиллерийская бригада. Солдаты этой бригады пришли на помощь восставшим рабочим 28 октября. Присоединению их предшествовали перевыборы комитета, в состав кото
рого вошли большевики и сочувствующие им. Вновь избранный комитет постановил присоединиться к ВРК \
После столкновения с юнкерами (в числе нескольких рот) двинцы отступают к Московскому совету, понеся значительныь потери. Положение оставшихся в Кремле трагическое, а инициа
тива дальнейших наступательных действий целиком переходит к штабу МВО, действующему в полном согласии с комитетом общественной безопасности, образовавшимся 25 октября при уча
стии представителей городской управы, уездной земской управы, штаба военного округа, железнодорожного и почтово-телеграф
ного союзов, совета солдатских депутатов и губернского совета крестьянских депутатов.
В 6 час. вечера 27 октября Рябцев объявляет город на военном положении и предъявляет ультиматум об упразднении ВРК. немедленном выводе из Кремля 56-го полка и возврате вывезен
ного из Кремля оружия (фактически из Кремля было вывезено очень немного винтовок). Срок ультиматума —■ 15 минут; по истечении его, в случае неполучения ответа к сроку, — артиллерийский обстрел.
1 .Очерки по истории москрвской рабочей .Красной гвардии , стр. 188.