МХТ-2 В СВОЕМ ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
В богатой галлерее художественных образов, созданных МХТ-2 за свой долгий и трудный путь истории, основное место занимают те человеческие образы, которые появлялись на сцене затем, чтобы решать сложные и трудные вопросы бытия, вопросы человеческого существа, вопросы — что есть человек.
Первый учитель и руководитель Первой Студии Л. Суллержицкий, человек незаурядных качеств, прошедший долгий, слож
ный Я разнообразный жизненный путь, принес исключительную
веру и любовь к жизни, тот неиссякаемый заряд жизненной энергии, который помог Студии — МХТ-2 пройти все идейные и художественные Сциллы и Харибды, избежать опасные мальштремы, чтобы выйти на широкий путь социалистического искусства.
Эта исключительная вера в жизнь, в человеческое, в подлинное гуманитарное начало жизни помогала создавать спектакли, которые сохранили свою творческую непосредственность на про
тяжении более двадцали лет («Сверчок на печи»), хотя идейное содержание этих спектаклей выветрилось и потеряло свое первоначальное значение.
И несмотря на то, что за эти долгие годы коллектив театра далеко ушел от идейных заветов Суллержицкого, он не забывает того, что «Суллер двадцать слишком лет тому назад принес с собой в театр огромный багаж светлого, живого, духспвного ма
териала прямо от земли», что «он принес на сцену настоящую поэзию прерий, деревни, лесов, природы», что «он принес девст
венно чистые отношения к искусству, при полном неведении его старых, изношенных и захватанных актерских приемов ремесла с их штампами и трафаретами, с их красивостью вместо красоты, с их напряжением вместо темперамента, сентиментальностью вме