Христіанство содѣйствовало нравственному возвышенію женщины; въ особенности, во вре
мена рыцарства, она начинаетъ пользоваться болыпимъ уваженіемъ и съ этихъ поръ пріобрѣтаетъ нѣкоторое соціальное значеніе.
Положеніе русской женщины, до Петра I, было незавидное:, онѣ жили въ теремахъ, занимаясь благотворительностью, хозяйствомъ, сплетнями,
сладкояденіемъ, отчасти пьянствомъ; въ бытѣ ихъ оправдывалось каноническое правило, что мужъ глава жены. Петръ I открылъ входъ рус
ской женщинѣ въ общество, а въ послѣдующія царствованія нѣкоторыя русскія женщины стали пріобрѣтать и общественное значеніе.
Но законодательства всѣхъ народовъ продолжали смотрѣть на женщину, въ общемъ, довольно неблагопріятно.
Отсюда видно, что во всѣ времена и у всѣхъ народовъ, прежде всего—въ борьбѣ за животное существованіе, главную роль игралъ . мущина. Роль женщины никогда не была замѣтна. Болѣе грубый въ своей физической силѣ, всегда сво
бодный, не вскармливавшій и не пѣстовавшій
рожденныхъ женщиною дѣтей, устранявшийся отъ выполненія мелкихъ и скучныхъ работъ въ семейномъ быту, приспособлявшій умъ свой къ порядку въ мысляхъ и на сердечныя влеченія отзывавшійся постольку, поскольку они удовлетворяли его мужскому достоинству, всегда не
посредственно дѣйствовавшiй какъ въ нападеніяхъ, такъ и оборонѣ, гордый въ сознаніи этихъ пре