Вследствие этого каждый строительно-архитектурный объект, любое сооружение в боль
шей или меньшей мере является фактором воспитывающего и организующего значения. По
следние качества обусловливают ту социальную значимость, социальную ценность, которая за
ключается в архитектуре. Если отдельный строительный объект есть носитель этой общественно-значимой архи
тектуры, то очевидно, что и город в целом, все объемно-пространствен
ное выражение его имеет ту же
общественную значимость, то же воспитывающее значение. Но здесь следует оговорить одно весьма важное обстоятельство, имеющее специфический характер по отношению именно к комплексу зданий—к кварталу, поселку или городу. Обще
ственная значимость упомянутого комплекса будет прямо пропорциональна «качеству» его объемно-пространственного разрешения в целом, т.-е. будет зависеть от того, насколько от
дельные элементы, входящие в комплекс, объединены или разрознены. Если они связаны одной какой-либо оформляющей идеей, то не
сомненно, каждый из них и все в целом они получают наибольшую организованную выра
зительность, а, следовательно, и значимость,
если же этого нет и каждый отдельный элемент целого живет анархически, сам по себе, то ка
Проф. Клепель
☚Проект перепланировки площади в Данциге
ждый из них обоюдно при этом умаляется, а какое-либо гармоничное целое совершенно отсутствует.
Достаточно показательной иллюстрацией к последнему положению служат современные города.
Что представляет в настоящее время их внешний, пространственный облик? Какой-то невероятный хаос стилей, взаимоуничтожающая смесь. Где удобные площади для проявления общественной жизни, где площади для отдыха, где зеленые насаждения, где тот город, внешний вид которого, перспектива его улиц, вырази
тельные памятники, общественные бассейны, гармонично построенные площади,—воодушевляли бы творческий труд, служили бы каждо
дневным источником бодрящей радости. Вместо этого пока имеется город, картины которого, за редким исключением, рождают уныние, пессимизм, а его санитарные условия ведут к физическому и духовному вырождению обитателей.
Причины возникновения и существования сказанного заключаются в отсутствии регулирующего начала объемно-пространственной стороны города.
В настоящее время московское строительство регулируется: 1) обязательными строительными постановлениями, 2) планом Большой Мо
сквы и «красными линиями», отбиваемыми МКХ на основе упомянутого плана. Первые касаются санитарно-технических норм, второй предусматривает расширение улиц, прокладку новых и т. п., а объемно-пространственная
сторона строительства, в коей заклю
чается ее высокой ценности и общественная
значимость и остается на усмотрение случая, предоставлена строительной стихии.
Представим, например, очень не плохо очерченную в плане площадь. Ежели на этой пло
щади в 1928 году построить какое-либо здание само по себе не плохое, а через 3 года, по сломке старых строений,без всякой связи с первым—еще один хороший дом, затем таким же образом еще и еще по одному дому, то в результате площади, как некоего единого художественного це
лого не будет, а повторится в пространственном отношении старый бесплановый хаос. В этом случае будущий город, о котором мы мечтаем, окажется фикцией, простым повторением прой
денного. Другой пример: допустим, жил. т-во или какой-либо другой застройщик предпола
гает возвести новое строение. Красная линия отбита, разрывы законны. Но в этом случае застройщик, конечно, не учтет возможную сломку ветхих соседей, недостаток зеленых насаждений в районе, недостаток площадок, необходимость разрешения новой постройки в связи с объемно-пространственной и сани
тарной проблемами целого комплекса домов, может быть, даже всего квартала. И опять-таки, несмотря на то, что возникнут новые строения,
новые квартиры, город и условия жизни в нем останутся старыми.
Отсюда следует заключить о необходимости
регулирования объемно-пространственной сто