ностей, могущих вконец разрушить очарование этого уголка Москвы.
Теперь пара слов о мелочи, но о той мелочи, которая, суммируясь, составляет нечто гроз
ное но своему отрицательному значению. У Трубной площади, на конце Рождественского буль
вара, сейчас заканчивается МКХ общественная уборная, которая могла бы без особых затрат получить форму, архитектурно за
канчивающую бульвар, можно было получить площадку с хорошей перспективой на противоположную часть города и т. п.
Можно было бы техническое достижение совместить с культурным достижением и стоило бы это в сущности гроши.
Не делается этого—значит упускается безвозвратно хороший момент улучшить город.
Настоящей статьей хотелось бы поставить в порядок дня новые вопросы, связанные с объемно-пространственным регулированием города. Для их решения необходим широкий куль
турный горизонт, мудрое провидение городского будущего
и преодоление многих трудностей. Это, несомненно, связано с привлечением к их проработке архитектурно-строительной общественности. Очень многому здесь могут помочь органы,
регулирующие строительство, научные общества и, наконец, организация специальных конкурсов. Интересы городской куль
туры, имеющей массовое воспитательное значение, интересы здоровья городских обитателей, понимаемые в самом широком смысле, и интересы города будущего должны найти свое конкретное осуществление.
Архитектор В. ЩЕРБАКОВ

Проекты «Дома промышленности и торговлии «Дома съездов

Дом промышленности и торговли.
В число тем, предложенных для проработки студентам-дипломантам архитектурного фак. ВХУТЕИН ’а в истекшем году, были включены программы «До
ма промышленности и торговлии «Дома съездов».
Эти темы, весьма актуальные в данный момент, предоставляли авторам - проектировщикам до
статочно широкие возможности для выявления своих архитектурных качеств.
Не останавливаясь на рассмотрении большинства работ, разрешенных, обычно, без наличия устойчивой архитектурной идеологии, в установивших
ся формах, повторяющих уже применявшиеся ранее приемы решения подобных планировоч
ных задач и не идущих далее общеизвестных «конкурсов МАО» [*], мы выделим в данном обзоре лишь небольшую группу работ (обративших на себя внимание также и квалификационной ко
миссии ВУЗ ’а), где, с одной стороны, проявлена значительная доля архитектурной изобрета
тельности, применен ряд новых решений, сделан отход от уста
новившихся планировочных традиций, а, с другой стороны, на
лицо достаточно устойчивое и последовательное проведение архитектурных принципов.
[*] Это утверждение остается на ответственности автора. Ред.
Выписка из программы: «Здание располагается на прямоугольном участке 200*135 м. Главные фасады здания должны выходить на площадь и проезжую улицу.
В здании требуется разместить: 1) по главным фасадам в 1 этаже магазины; при магазинах должны быть склады, имеющие непосредствен
ное с ними сообщение, помещения для обслуживающего персонала и т. д. 2) Областной Совнархоз (площадь =2.000 кв. м.). Помещения Совнархоза располагаются во 2-м этаже и должны иметь помимо общих
с другими учреждениями входов и лестниц, свои самостоятельные вход и лестницу. 3) Управление трестов (общ. пл.=5.000 кв. м.).
4) Операционный зал. 5) Представительства и конторы (общ. пл. = 8.500 кв. м.). Предполагаются помещения для представительств 30 учреждений, занимающих различные площади от 40 до 500 кв. м. Для помещений контор и представительств может быть выделен особый
корпус зданий. Указанные помещения могут располагаться в одном из этажей здания или же разгруппированы в различных частях здания. 6) Общие помещения, из которых следует упомянуть наиболее значительные: зал собраний на 1.000 чел. с обслуживающими помещениями и библиотека-читальня на 5.000 томов, с красным угол
ком при ней (общ. пл.=250 кв. м.). 7) Жилые помещения. 8) Службы (гараж, конюшня, экипажный сарай и пр.).
Здание проектируется в 5 этажей, о общей кубатурой около 20.000 куб. м. Высота здания в 5 этажей по всему периметру не обязательна и может быть, в зависимости от композиции, частично повышена или понижена.
Допускаются некоторые отступления от программы по усмотрению составителя проекта, не нарушающие основного характера здания».
Проект № 1 (автор — А. Сильченков). Сооружение расположено по сдвинутой диагонали участка, которая яв
ляется главной осью здания, ориентируя его на проезжую улицу.
Помещения СНХ и Управления трестов размещены в главной части сооружения, представительства хозяйственных учреждений—в вертикальных цилиндрических частях.
Отдельные группы здания соединены между собою кольцеобразным операционным залом, с которым каждая из групп имеет непосредственную связь.
Зал заседаний примыкает к части сооружения, занятого СНХ и Управлением трестов.
Архитектурное решение участка заключается в стремлении поставить весь комплекс сооружений в определенную зависи