Кооператив «Μ осковский Служащий». Дом в Каретном пер. Уличный фасад
Дом в Каретном пер. Вид со двора
«Инжкоопстрой». Дом на Машковой ул.
не дала возможности архитектору развить обработку фасадов таких домов.
И, наконец, третий период строительства жилищной коопе
рации, начавшийся с 1926 года, отмечается постройкой уже ка
менных многоэтажных новых домов.
Здесь планировка начинает уже испытывать некоторую организованность: план подчиняется типовой секции и лишь в ред
ких исключениях встречаются индивидуальные решения, в зависимости от заказчика—членов РЖСКТ.
Новая компановка планов вызвала и новую композицию фа
садов. Появляется стремление конструктивно разрешить фа
сад, соблюдая по возможности архитектурные пропорции и производя поиски новой архитектурной формы.
Правда, далеко не всегда были удачны эти искания. Но неудачи происходили, главным образом, из-за тех слагаемых, ко
торыми архитектор располагал при своей работе.
Так, например, форма оконного переплета стандартного образца 1925 года являлась в до
статочной степени примитивной и антихудожественной, образ
цы входных дверей и отсутствие штукатурки—все это создавало
самую неприятную внешность для любого фасада жилого дома.
В дальнейшем, в кооперативном строительстве начинают применяться лучшие детали,— конечно, в силу роста экономических возможностей.
Хороший образец безфрамужного оконного переплета, разработанного Мосстроем, как стандарт 1926 года, дал уже возможность в обработке фасада исключить один из отрицательных мо
ментов, указанных выше. Почти сплошная же оштукатурка фа
садов дала возможность уже полностью разрешить задачу.
Приводим примеры наиболее интересных решений фасадов зданий, выстроенных московской кооперацией. На одно из первых мест здесь следует поставить постройку РЖСКТ «Московский Почтовик» по Б. Бронной ул., позволяющую говорить о довольно успешном фасадном решении.