столбов можно понимать, конечно, только в обратном смысле, так как не подлежит сомнению, что всякая балочная или ферменная конструк
ция, а в том числе и стропила, может быть сде
лана тем легче, чем большим количеством точек опоры в пролете можно располагать.
Наличие открытых потолочных балок, проходящих около задней стены на расстоянии около 1 1/2 — 2 мтр. от последней, как показывают
исполненные работы и как это разумеется и само собою, ни в малой мере не портит впеча
тления от внутреннего устройства комнаты,
а при мало-мальски приличной оштукатурке балки производят скорее даже приятное впе
чатление, делая комнату более квадратной, а потолок более богатым штукатурными тягами (недаром в богатых помещениях потолки отделываются кессонами).
Лучшее, якобы, использование кубатуры при одностолбовой системе никакими данными не подтверждается, помехи же от столбов, расположенных по средине длины стены, во всяком случае более, чем от столбов, расположенных по углам комнат, так как в последнем слу
чае они не затесняют входов в комнаты и не мешают расстановке мебели, в особенности кро
ватей, также и у внутренней стены, что весьма важно.
Целесообразность устройства входа в ванную непосредственно из передней, а не из кухни, представляется весьма сомнительной, так как это нимало не гарантирует помещение ванной от превращения его в «помещение для
всякого хлама», а в то же время это создает серьезные неудобства при использовании ванны для мелкой стирки, чего в рабочей квартире практически избежать не представляется возможным.
В заключение нельзя не указать, что рекомендуемый т. Борзовым план с одним рядом столбов при дальнейшей разработке, быть может, и послужит исходным материалом для ка
ких-либо полезных комбинаций, пока же за
этим типом здания можно усмотреть только одно преимущество, а именно то, что он явился на свет позднее плана с двумя рядами столбов и является лишь некоторой его модуляцией.
Г. КРАСИН.

Выставка по жилищному строительству В ШТУТТГАРДТЕ В 1927 ГОДУ

В 1926 году гор. Штуттгардт решил построить образцовый показательный поселок, объемом, примерно, на шестьдесят отдельных разнотипных квартир-образцов. Под поселок был отведен значительный земельный участок, распо
ложенный около Штуттгардта. Все работы по осуществлению поселка были приняты Немецким Промышленным Союзом (Werkbund’ом) на
особых договорных условиях: последний использовывает поселок для демонстрации и пропаганды стройматериалов и предметов жилищного оборудования. Поселок открывается обще
ственному просмотру на продолжительный срок, как своего рода ремесленно-промышленная вы
ставка, и затем, после закрытия, переходит в собственность Жилищного отдела гор. Штуттгардта. Цель выставки-поселка, — оперируя современными строительными материалами и последними достижениями техники, показать современный жилой дом. Согласно девизу вы
ставки, роскошь должна быть исключена; должны быть показаны «простые, целесообраз
ные, основательные вещи», удовлетворяющие потребности широкого круга потребителей. Генеральный план выставки и общее художественное руководство было поручено берлинскому архитектору Мис-ван-дер-Роге. К уча
стию на выставке были привлечены, помимо германских архитекторов, также ряд иностран
цев: Иосиф Франк (Вена), И. И. Уд (Роттердам), М. Штамм (Роттердам), Л. Корбюзье (Па
риж), Беренс (Берлин), Дёкер (Штуттгардт), Гропиус (Дессау), Гильберсаймер (Берлин), Пёльциг (Берлин), Буржуа (Брюссель) и ряд других, имена коих, как и только что перечис
ленные, хорошо известны в СССР по статьям и работам, напечатанным в архитектурных немецких журналах.
23-го июля 1927 года выставка-поселок, под названием «Жилище», открылась. Вся в целом она состоит, помимо упомянутого поселка, еще из опытного поля и выставки проектов современной архитектуры. На опытном поле выста
влены, главным образом, строительные части, материалы, объяснения к ним, а также предметы санитарного и хозяйственного оборудова
ния современного жилища. Между прочим предметы, демонстрирующие широкое приме
нение в домашнем быту электричества и газа. Ядром же выставки явился, конечно, поселок.
В поселке возведено свыше двадцати различных жилых домов. По типу — это: 1) домаособняки, которых больше всего, 2) рядовые дома коттэджного типа и 3) дома многоквартир
ные, блочного типа, последних насчитывается
два-три. Примером особнякового типа, вернее примером экстраординарным, стоящим вне обычного масштаба, может служить парный