особняк, выстроенный Корбюзье. Дом — трехэтажный: в первом этаже расположена часть
помещений подсобного характера, остальная часть этажа занята крытым двором; во втором этаже находятся помещения, составляющие сердцевину дома — жилая комната со спальными кабинами и вдвижными кроватями, ванная, кло
зет, кухня и рабочая комната: перегородки a, b, c не доходят до потолка и днем задвигаются;
в третьем этаже расположены библиотека и плоская крыша.
Дом раскрашен в белый и светло-зеленый тона; внутри дома стены, перегородки, полы окрашены в черную, голубую, коричневую и серые краски. Конструкция из железо-бетон
ного каркаса с заполнением искусственными камнями.
Судя по фотографиям, первое получаемое впечатление — это присущий только Корбюзье замечательно простой внешний облик, соединенный со спокойствием и «классической» уравновешенностью. Простота, можно сказать, сгу
щенная, многоговорящая. Дом как бы висит на столбах; часть первого этажа представляет
☛ АРХ. КОРБЮЗЬЕ И ЖАННЕРЭ
Первый, второй и третий этажи парного особняка
крытый двор, второй этаж частью расположен на столбах, частью на консольных плитах. По
добный прием дает возможность пользоваться крытым двором в ненастное время, а также достигается лучшее использование земельного участка. Крыша занята террасой, частью крытой, и небольшим садиком, напоминающим кро
хотные китайские и японские садики. Большие лежачие окна дают массу света. Корбюзье при
меняет и использовывает в строительстве жилья железобетон (столбы-консоли), стекло, крыши, лестницы, так как никто до него не применял и не использовал. Он весь в неустанном стремлении
создать новые лучшие формы человеческого жилья. В его опытах открываются еще неви
данные возможности, и их влияние сказывается на всей интернациональной архитектуре. В этом его немалая заслуга и значение. Однако, отре
шившись от всех традиций, замкнувшись в са
мом себе, он не смог избежать преувеличений, — своих, ему присущих, ошибок. В данном слу
чае ничем не оправдываются раздвижные, да еще недоходящие до потолка, перегородки; разве не лишат они отдельные комнаты необ
ходимого уюта и изолированности от шума и
проч.? Чрезвычайно узок (60 см.) коридор во втором этаже, имеющий к тому же длину около 12 метров; неудачна форма рабочей комнаты и библиотеки, часть площади которых представляет собой скрытый коридор, обходящий во
круг лестничной клетки. Прислуга помещена
в первом этаже, а кухня, ванна и единственный клозет — во втором; кухня к тому же далеко отодвинута от лестницы, в глубину квартиры. Все перечисленные недостатки какой-либо эко
номией объяснить нельзя, потому что особняк
Корбюзье является одним из самых дорогих домов этого типа, представленных на выставке: дорогим в постройке и эксплоатации. Таким его делают большой периметр наружных стен, чрезмерно большие стеклянные поверхности
окон, огромная охлаждающаяся поверхность — через пол и потолок 2-го этажа, через стены, через стекло, соотношения между жилой и по
лезной площадью квартиры и т. п. Упомянутые недостатки вытекают из чрезмерного увлечения внешней формой в ущерб логике, удобству, це
лесообразности и экономике дома. В угоду лишь новизне во что бы то ни стало, Корбюзье в этом случае уже рвет с провозглашенным им рационализмом. Нечего и говорить о том, что дом Корбюзье, как по своей экономике, так рав
но и по структуре плана и формы, является домом индивидуалиста-одиночки, а не типом дешевого и удобного жилья, предназначенного для более или менее широкой массы.
Образцом рядового дома-коттеджа является дом голландца Марта Штамма. Конструкция — железный каркас, с заполнением из пустотелых
бетонных камней. В квартиру дома входят по небольшой наружной лестнице. Рядом с един
ственной входной дверью — большое зеркальное окно в клозет и кухню. К передней примыкает жилая комната, посредине которой сво
бодно стоит железная стойка и имеется лест