шие площади вглубь участков, допускающие возможность в дальнейшем целесообразного их использования под застройку.
В пределах города жилищное строительство Моссовета ведется большими группами, целыми кварталами многоэтажных (4 — 6 этажей) домов, что дает возможность наилучшего использования благоустроенных участков. Увеличение эффекта использования земельных участ
ков дальнейшим увеличением этажности должно проводиться весьма осторожно, так как этим ухудшаются санитарные условия.
В последние годы замечается также улучшение внешнего вида застройки. При стандартном типе жилых строений допущена индивидуальная обработка проектов, варьирование зданий по высоте, что дает некоторый простор архитектурному творчеству. Наблюдается улучшение и разработки планов застройки. Приме
нение штукатурки фасадов помимо эстетического значения имеет также некоторое значение и в смысле утепления стен и защиты их от вредных влияний наружной влаги. Благоустрой
ству участков, вследствие недостатка средств на жилищное строительство, уделяется мало внимания; эту сторону жилищного строительства надо улучшить как в отношении санитарного состояния, так и эстетических требований.
В отношении внутреннего плана квартир следует отметить, что тип 1927 года рабочего жилищного строительства Моссовета в основ
ном себя оправдал. Небольшой размер комнат, отсутствие проходных комнат, наличие сквозного проветривания квартир и малое количе
ство квартир, выходящих на одну лестницу — таковы основные достоинства этого типа; в плановых предположениях построек 1928 г. намечается улучшение устройством прямого осве
щения и проветриванием уборных, ванных и передних. В жилищном строительстве, проводимом на территории г. Москвы, имеются разнообразные решения внутренних планов домов,
в некоторых случаях нелишенные оригинальности и архитектурной целесообразности, но для массового строительства они неприемлемы. Так, внутренние планы домов коттеджного типа рассчитаны на заселение каждого коттеджа одной семьей, что непосильно рабочей семье со средним заработком. Имеются большие пла
новые достижения в домах Стройдомбюро, однако, вследствие тесноты вспомогательных по
мещений (кухни и ванны) план этот едва ли практически целесообразен для массового строительства.
Внутреннее благоустройство домов зачастую неудовлетворительно. Основная причина здесь лежит в неудовлетворительной работе подсобных отраслей строительной промышленности. На состояние этих отраслей промышленности необходимо обратить самое серьезное вни
мание как в отношении увеличения размеров производства, так, главным образом, и в отношении качества их. К недостаткам строитель
ства следует отнести и недостаточную ширину лестничных клеток в домах типа 1927 года, почему для строительства 1928 года и принято уширение лестниц (до 2,4 метра).
Основными типами московского жилищного строительства являются здания кирпичные. В целях экономии кирпича, внутренние капи
тальные стены заменены отдельно стоящими кирпичными столбами. В этих же целях произведены опытные постройки с применением видоизмененной системы Герарда, с засыпкой пустот
сфагнумом и подразделением их но высоте — прокладками террафазерита. Проведены также опыты устройства стен с двумя рядами пустот в виде шанцевой кладки и с засыпкой первого ряда пустот шлаком и устройства стен толщиной в два кирпича с толевой прокладкой (си
стема Вудтке). Все эти виды кладки в большин
стве оправдали себя и в настоящее время могут быть уже рекомендованы для более широкого применения, что в результате даст уменьшение
потребности дефицитного в настоящее время материала кирпича и сниже
ние стоимости постройки. В настоящее время про
должаются еще опыты по возведению наружных стен из пустотелого бетона и пустотелых бетонитовых камней, так как применение этих материалов в жи
лых постройках прежнего времени не дало доста
точно удовлетворительных результатов ни в тепловом, ни в гигиеническом отношении.
В применении конструкций в деревянных зданиях требуется боль
шая осторожность при их выполнении, в виду распространения грибка-раз
СТРОИТЕЛЬСТВО МОССОВЕТА 1928 ГОДА☛