ффекта, должен быть применен метод контрольных наблюдений и пр.
Наиболее исчерпывающие указания в этих направлениях даны Строительной комиссией РСФСР («Бюлле
тени» №№ 4—5, 6). В инструкции этой комиссии «О конкретных мероприятиях по снижению стоимости строительства» и аналогичных указа
ниях Московского управления строи
тельного контроля содержится первая попытка построения единообразной системы технического нормирования. Наблюдения краткого времени их приме
нения еще недостаточны, чтобы дать исчерпывающую оценку. Однако, несомненно, имеются основания утвер
ждать, что директива правительства о снижении, благодаря этим мерам, может быть выполнена полностью.
V. Проекты должны удовлетворять обще - установленным требованиям строительных правил, требованиям санитарно-техническим, противопожарным и охраны труда.
Определение характера таких требований должно быть основано на специальных кодексах: строительном, санитарном и пр., и обязатель
ных постановлениях местных органов власти.
Практическое значение таких специальных требований получает особен
ную ценность, когда все они в проекте выполняются одновременно, и оценка проекта идет одновременно со всех этих точек зрения. Следует признать недопустимым и неправильным требова
ния, налагаемые местными органами надзора здравоохранения, пожарной
охраны труда и пр. к проекту после его обсуждения и утверждения в установленном порядке.
Регламентация строительных правил у нас до сего времени отличается архаичностью, а еще верней—весьма слабо разработана. В настоящее время проводится пересмотр существующих правил с учетом правительственных директив по удешевлению строительства.
VI. Проектирование подлежит критической оценке в отношении его графического выражения.
Необходимо поднять качественную сторону графического исполнения про
екта. Проект должен быть таким, чтобы была обеспечена возможность сво
Приведенный обзор не является исчерпывающим. Однако и перечис
ленные указания свидетельствуют о важности правильной постановки проектирования и необходимости всяче
ских мер по внедрению и укреплению предупредительного надзора в утверждающих и контрольных инстанциях.
Проект—зеркало будущего сооружения. Он отражает все стороны строи
тельства и служит основанием для всевозможных оценок.
Государственные и профессиональные организации и вся советская обще
ственность должны оказать всяческое содействие в упорядочении проектного дела, обеспечить нормальное проектирование новых сооружений.

П. МАМАТОВ. Типовые проекты зданий для уездного строительства

Проектирование сооружений, как один из элементов строительного процесса, обеспечиваю
щих соответствие сооружения своему назначению и достаточную экономичность работ, яв
ляется пока непосильным для уездов, за отсутствием в достаточном количестве квалифицированных инженерно - технических сил. Поэтому проектиро
вание сопровождается затратой времени на консультирование с губернскими органами, недоста

точной проработкой проектов и т. п.

В настоящее время выработка типовой секции для жилищного строительства позволяет со зна
чительной точностью определить размер необходимых ежегодных ассигнований. Составление же и поверка контрольных цифр расходов на возведение школ, боль

ниц и других сооружений требуют индивидуального рассмот

рения в связи с имеющим место разнообразием проектных реше
ний и уже упомянутой бедностью уездов техническими силами.
С другой стороны, рядуездных сооружений, по одинаковости за
даний для проектирования (чис
ло учащихся,число коек и проч.), легко поддаются типизации, при чем некоторые из типовых проектов могут иметь обязательное значение, прочие же—являться примерными для проектиро
вания в соответствии с местными условиями.

Указанные соображения явились основанием для составления отделами Московского Со

вета типовых проектов для ряда уездных зданий и сооружений, как-то: школы, больницы, дет
ские ясли, бани, бойни, мосты, дороги, канализационные сооружения и т. п.
К настоящему времени разработаны, рассмотрены Управлением Строительного Контроля и одобрены Строительным Коми

тетом при Президиуме Моссовета проекты зданий школьных, ле

чебного назначения и жилых— кооперативных и индивидуаль

ных. В данном номере мы даем проекты школьных зданий.
Всего разработано 6 проектов школ 1-й ступени и 1—для школы-семилетки. Проекты со

ставлены техническим отделом МОНО и удовлетворяют требо

ваниям действующих норм для школьного строительства.

Выработка типов произведена в зависимости от числа комплектов (40 учащихся), при чем имелось в виду, что: 1) учебным пла

ном предусмотрено постепенное

увеличение в ряде местностей числа комплектов от одного до двух, 2) то же—от двух до четы
рех, 3) увеличение сверх 1 комплекта сразу не предполагается.

Применительно к изложенному составлены проекты:

а) однокомплектная школа законченного вида (рис. 1);
б) однокомплектная школа, развертывающаяся в двухком

плектную (рис. 2), и проект последней законченного вида (рис. 3);

в) двухкомплектная, развертывающаяся в трехкомплектную (рис. 4), трехкомплектная (рис. 5) и четырехкомплектная закон

Н

О

В

Ы

Е

П

Л

А

Н

И

Р

О

В

К

И

И

К

О

Н

С

Т

Р

У

К

Ц

И

И

бодного чтения и понимания его средним и младшим техперсоналомтехниками, десятниками. Подлежит решительному осуждению техническая безграмотность проекта: несоответствие содержания названию, отсутствие данных измерения, несоот
ветствие фасадов, планов друг другу и разрезов.

I. школы.