☛Рис.1. Деревянная рубленая однокомплектная школа 1-й ступени законченного вида
Фасад

ченного вида (рис. 6), развернутая из трехкомплектной.

Общими для всех перечисленных проектов являются: конструкция стен (рубленые, дере
вянные), наличие во всех типах хорошо расположенных раздевальных помещений и достаточно изолированных кухонь, уборных и умывален.

Уборные во всех случаях—по типу люфт-клозетов.

Классные помещения всех школ ориентированы на ю.-в. и ю.-з.
При однокомплектных школах законченного и незаконченного вида предусмотрена квартира для учителя.

При применении прочих типов предполагается устройство отдельного здания для квартир учительского персонала.

Примененный в ряде перечисленных проектов способ «развер

тывания» школьного здания за

служивает особого внимания,

как дающий возможность путем незначительной его переделки, с наименьшей затратой средств— пристройкой дополнительных элементов,—получить помещение, все части которого между собой увязаны как по размерам, так и расположению, и удовлетворяют новому назначению.
Этот способ может быть всецело рекомендован для всех слу
чаев строительства, когда есть основание предполагать, что зда
ние в будущем потребует расширения.
В данном случае, как видно из вышепомещенных чертежей, основой для развертывания явля

ются: однокомплектная школа (рис .2) и двухкомплектная (рис .4).

Представляется полезным проследить процесс развертывания этих зданий для школы.
Проект двухкомплектной школы, принятый в основу развертывания, характеризуется следующими элементами:
Рис. 2. План деревянной рубленой однокомплектной школы 1-й ступени, развертывающейся в двухкомплектную
Учебная площадь: