шествовать обсуждение основных положений проекта в соответствующих заинтересованных учреждениях и научных обществах.
При соблюдении перечисленных условий можно было бы ожидать максимального эффекта на затрачен
ные средства. В противном случае, как это установлено уже горьким опытом, обычно результаты бывают трудно исправимые.
В рассматриваемом случае проект был изготовлен без открытого конкурса, путем келейным, путем недопустимым. Обсуждался ли в широких кругах уже изготовленный проект? — К сожалению, нет. Опублико
ван ли был хотя бы где-нибудь проект? Нет. Редакция журнала хотела было получить его для печати, но и это не удалось. Где-то, как-то и кем-то был изготовлен и принят к осуществлению четырнадцатимиллионый проект, который советская общественность совершенно не знает.
Перечисленные выше обстоятельства вместе с проявляемой строителями Дома Правительства боязнью общественного глаза, боязнью общественного контроля, не могут не внушать серьезных опасений за благополучное разрешение одного из значительнейших за последние годы сооружений в Москве.
По этому поводу должна быть поднята энергичная, решительная и беспощадная кампания против бюрократизма в строительстве, против умаления и обхода
общественности. Рассматриваемый факт приобретает особое значение тем, что умаление и обход обществен
ности происходит в самом центре Союза на глазах у ряда центральных органов власти. Где же провинции тогда учиться общественному методу в разрешении
проблем строительства? Неужели недостаточно тех результатов бюрократического, некультурного подхода к строительству, какие имелись за последнее время—- дела по водо-орошению в Средней Азии, по нерабо
тающим электростанциям, дорогим некультурным провинциальным «Дворцам Труда», в подсобном строительстве на Днепрострое. Как мы можем, наконец, при по
добном методе работы знать, кто из наших молодых и старых специалистов является способным и знающим строительное дело, если у нас будет закрыт путь откры
той творческой работы перед лицом общества, перед фронтом научных обществ? Почему бы не заинтересо
ваться этим делом РКИ и не предотвратить возможных в этом случае отрицательных последствий, и не дожидаться, когда грянет гром?
Почему в этих случаях профсоюзные строительные организации пребывают в состоянии олимпийского ве
личия и пассивности? Ведь надо же, наконец, осознать все гибельное значение описанного типичного факта, осознать и сделать реальные практические выводы.
СТРОИТЕЛЬ.

О НЕДОСТАТКАХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

(По материалам обследования МРКИ)
Общий подъем и развитие хозяйственной Жизни страны в послевоенные годы, при сравнительном от
ставании жилищного строительства, ставит основной задачей дня заострение сугубого внимания на причинах, тормозящих нормальное развитие жилстроительства. Намеченный пятилетний план развития промышленности и ежегодно затрачиваемые большие суммы на уве
личение жилфонда диктуют необходимость во что бы то ни стало не только подтянуться жилищному строитель
ству, но и опередить рост иных отраслей хозяйства,
чтобы изжить жилищный кризис в городах, быть всегда готовым быстро, дешево и прочно построить жилье в местах, где намечается усиленное развитие промышленности, и сделать здоровое и культурно построенное жилье доступным широким слоям трудящихся.
Каковы же основные причины, задерживающие необходимое развитие жилищного строительства?
Пользуясь материалами МРКИ по обследованию рабочего жилищного строительства, можно отметить две основные группы этих причин, одинаково относя
щихся к муниципальному и кооперативному строительству — финансово-организационная и конструктивно
техническая, которые, в свою очередь, распадаются на ряд мелких явлений.
К финансово-организационным дефектам, наблюдавшимся в жилстроительстве 1927 г. (в большинстве своем перешедшим от прошлых лет), следует отнести:
Нежизненный, и не увязанный с производственной программой, план финансирования и кредитования. Пока мы, строители, не поборем климата, исход
ным месяцем для начала строительного сезона является апрель. До апреля необходимо проделать всю подго
товительную работу, требующую затрат, примерно, около 40 — 50% от стоимости возводимых строений (оформление участков, проектировка, составление смет, рабочих чертежей, заготовка строительных материалов
и доставка их на место работ, заключение договоров на рабсилу и проч.). В то время как Московский Совет кредитованием заранее (почти за год) поставил подго
товку муниципального строительства в нормальные условия, — кооперативное строительство к 1 апреля 1927 г. получило от Цекомбанка, из ассигнованных сумм, лишь 16%. Отсюда — неуверенность, слишком робкая подготовка, а затем спешка, стихийность в
проектировке, материалах и рабсиле, а в результате— несвоевременное окончание работ, неудовлетворительное их качество и дороговизна.
Как следствие общей неналаженности строительножилищного дела, нередко наблюдалось отсутствие свое
временно разработанных проектов, рабочих чертежей
и производственных смет. Отсутствие этих основных элементов подготовительного периода давало соответ
ственные и результаты: повторность работ, переделки, неэкономическое использование рабсилы и материалов, перерасход средств, отсутствие твердою календарного плана работ и снабжения необходимыми материалами и проч. — вот последствия, вытекающие из этого дефекта. Следует раз навсегда положить этому конец и вести строительство не ради того, чтобы строить, а ради получения удобного, гигиеничного и недорогого жилья, запроектированного с надлежащей ответственностью, со всей необходимой тщательностью, сберегающей наши скромные средства.
Ненормальность снабжения материалами строительства (перебои, низкое качество, несоответствие сор
таменту) зависит не только от заготовительных органовпотребителей, но и от органов, регулирующих производство, заготовку и распределение материалов. Кри
зис строительных материалов на московском рынке, сырые лесоматериалы, слабый кирпич, плохое стекло и т. п., наблюдавшиеся в течение почти каждого из про
шлых строительных сезонов и так тяжело отражавшиеся на результатах строительства, зависят в большой степени от этих органов.
Слишком формально относятся и сравнительно отдалены учреждения, регулирующие потребление и пе
реброску рабочей силы, следствием чего являлось то недостача рабочих одной специальности, то избыток другой.
К организационным же недостаткам следует отнести ряд, казалось бы, мелких, но в то же время
и немаловажных отрицательных явлений, из года в год подтачивающих (морально и материально) корни строительно-жилищного дела. Отсутствие xopoшo обо
рудованных общежитий для приезжающих сезонников, недостаточное внимание к технике безопасности на по
стройках, непринятие противопожарных мер, небрежное хранение материалов, бесхозяйственное отноше