В жилых домах можно будет поселить около
50.000 чел., что составит плотность населения на 1 гектар около 1.000 чел.
Все здания, как жилые, так и общественного пользования, будут оборудованы центральным отоплением, при чем проект предусматри
вает устройство одной общей центральной котельной для обслуживания всех этих зданий.
Вентиляция будет вытяжная и частью приточная. Все здания, конечно, будут оборудованы водопроводом, канализацией и электрическим освещением.
Для удобного снабжения населения продовольствием, кроме универмага, будет устроено еще несколько продуктовых магазинов.
Архит. И. НИКОЛАЕВ.

Клубное строительство текстильщиков

Новая архитектурная проблема, выдвинутая клубным строительством, пришедшим на смену церквам, нашла свое отражение в широко развернутом строительстве клубов текстильщиков. Строящиеся одиннадцать клубов текстильщиков дают практический пример разнообра
зия подходов к выявлению основной сущности предъявляемых рабочему клубу требований. До сего времени мы не имеем перед собой готовых образцов клубного строительства, на которых можно было бы проверить непреложность тех положений, какие кладутся в основу проектирования клуба. Жизнью еще не проверено, на
пример, то положение, что клубом пользуются около 25% рабочих всего числа работающих на фабриках; между тем, это определяет емкость клуба. Жизнь еще четко не определила какие функции, главным образом, предпочтительны для главного элемента композиции клуба, для зрительного зала: организационные ли (съезды, митинги), зрелищные ли (театр, кино), или уве
селительные (танцы, карнавалы, маскарады и проч.). Между тем, каждой из указанных функ
ций соответствует только ей свойственная форма, а смешение этих функций в одном зале приводит к компромиссу, следовательно, к нечеткости в организационном строе сооружения.
Указанного достаточно, чтобы убедиться в том, насколько труден путь пионеров клубного
строительства. Губотдел текстильщиков пошел по пути организации у себя специальной клубной комиссии, в состав которой входят инже
неры-производственники из числа старших инженеров трестов и архитекторов для увязки вопросов архитектурных. Организацию проек
тирования и производство строительных работ Губотдел по договору передал Текстильстрою. Основные данные для проектирования были следующие. Клубы по своему объему делятся на 4 типа. К первому типу относятся клубы, строящиеся на фабриках с числом рабочих до 2.000 человек, при ориентировочной стоимости
200.000 рублей. Принимая в среднем, что 25% лиц из общего числа работающих будут поль
зоваться одновременно клубом, зрительный зал определился емкостью в 500 человек. Ко второму типу относятся клубы, строящиеся на фаб
риках с числом рабочих свыше 2.000 человек с залом на 700 человек при ориентировочной
стоимости в 300.000 рублей. К третьему типу— клуб на фабрике с числом рабочих от 4.000 человек с залом на 1.000 человек при ориентировочной стоимости в 45.000 рублей и к чет
вертому типу — клубы на фабриках с числом рабочих от 7.000 человек и более с залом на 1.500 человек при ориентировочной стоимости 550.000 рублей.
Указанные цифры стоимости более чем ориентировочны, так как намечались до со
ставления программы проектирования, и следо
вательно, и до составления самих проектов и смет.
По одобренной Губотделом текстильщиков программе, Текстильстроем был организован закрытый конкурс, в котором принимали уча
стие семь архитекторов Москвы и Ленинграда, помимо заказанных Губотделом двух проектов первого типа архитектора Л. А. Веснина и чет
вертого типа арх. Я. А. Корнфельда. Все семь проектов были анонимно представлены в клуб
ную комиссию Губотдела, по ним была устроена
выставка для представителей с мест и после обстоятельной критики и отзывов по ним, комиссией были отобраны проекты к осуществле
нию, после чего они поступили на разработку в проектный отдел Текстильстроя. Одновремен
но, имея эскизы отобранных проектов, Губотдел приступил к отводу участков для их постройки на намеченных фабриках. Было приступлено к постройке клубов первого типа по проекту профессора Л. А. Веснина на фабриках Саввинской, Пролетарий, Ростокинской и фабри
ке имени Петра Алексеева; второго типа — по проекту арх. Кожина на фабриках Кунцевской, Ликинской и Полянской; третьего типа — по про
екту арх. М. И. Бабицкого на Павло-Покров
ской фабрике и четвертого типа — по проекту арх. Я. А. Корнфельда в Раменском и Орехово- Зуеве и по проекту академика В. А. Щуко на фабрике в Егорьевске. Всего одиннадцать клубов на общую ориентировочную сумму около 4.000.000 р.
Перейдя к краткой характеристике представленных здесь проектов, надо отметить разнообразие подходов в приемах трактовки основных моментов композиции.
Тип первый арх. Л. А. Веснина разрешен компактной массой, тяготеющей всеми поме