дена в самую глубь Столовой бухты, и около нее стояли английские корабли. Кроме того, на «Диане» все паруса были убраны, и на борту почти не было провизии.
Несмотря на все это, Головнин 16 мая 1808 года решил попытаться осуществить свой план. В 6 1/2 часов вечера, во время дождя и тумана, Головнин приказал отрубить канаты у яко
рей, н на небольших парусах направился к выходу из бухты.
Едва «Диана» сделала несколько сотен метров вперед, как со сторожевых английских судов раздались тревожные сигналы. Однако на «Диане» весь экипаж самоотверженно работал, пере

ставлял паруса и исполнял приказания капитана. В 10 часов вечера «Диана» была уже в открытом море.

От мыса Доброй Надежды Головнин решил плыть прямо на восток и пройти мимо Новой Голландии с юга, чтобы избе
жать встречи с английскими судами. Затем, взяв курс на север, он хотел пройти мимо Новой Голландии и Новой Зеландии и оттуда мимо Каролинских островов плыть на Камчатку. Несмо
тря на то, что этот путь был очень длинен, а запасов провианта на корабле было очень мало, Головнину удалось выполнить свой план, и 23 сентября, после четырехмесячного плавания, «Дианаприбыла благополучно на Камчатку.
Головнин пробыл на Камчатке более двух лет, исследуя берег этого полуострова; с Камчатки, летом 1810 года, он совер
шил плавание к северо-западным берегам Америки. В 1811 году Головнину было поручено исследовать Курильские острова, ІНантарские острова и Татарский пролив. Во время этого пла
вания Головнин остановился у японского острова Кунашира для того, чтобы сделать запас свежей воды. Японцы этого острова были тогда озлоблены против русских за нападение на их се
ление русских служащих Российско-Американской компании. Желая отомстить за это нападение, японцы заманили самого Головнина, мичмана Муро, штурмана Хлебникова и четырех матросов, связали им руки и заключили в крепость.
Оставшиеся на судне офицеры, видя, что Головнин и его спутники не возвращаются, собрались на совет, чтобы обсудить, как поступить в данном случае. На совете было решено, ввиду немногочисленности экипажа, не предпринимать враждебных действий против японцев, а скорее итти в Охотск и там обо всем случившемся уведомить гражданские власти. Перед уходом «Дианы» с Кунаширо, лейтенант Рикорд, заступивший пост капитана, приказал положить на берегу сундуки с вещами Головнина, Муро и Хлебникова и письмо, подписанное всеми офицерами.

Между тем японцы повезли связанных пленников в город

Хакодате. Там их посадили в небольшие клетки, поставленные