чен начальником новой кругосветной экспедиции. 26 августа 1817 года Головнин отправился во второе кругосветное плавание на корабле «Камчатка» 2). На этот раз он избрал путь мимо мы
са Гоорн. Обследовав русские колонии в Северной Америке и определив географическое положение островов, принадлежавших России, Головнин, после остановки на Сандвичевых, Марианских и Молуккских островах, направился к мысу Доброй На
дежды. В 1819 году он заходил на остров св. Елены, на котором в то время жил в заточении Наполеон I. 5 сентября 1818 года Головнин прибыл на «Камчатке» в Кронштадт, пробыв в плава
нии 2 года и 10 дней. Описание путешествия на «Камчатке» было издано Головниным в 1822 году в двух частях. В этом сочинении содержится много ценных указаний для моряков, а также есть любопытные сведения о Бразилии, Чили, Кадьяке, Калифорнии и о Сандвичевых островах. За свои заслуги Головнин получил чин вице-адмирала. Он умер от холеры в 1831 году.
Имя Головнина увековечено в названном в честь его заливе в Беринговом море; кроме того, именем Головнина назван про
лив на Курильских островах, один мыс на материке Америки и гора на острове Новая Земля.
II.
Кругосветное путешествие Беллингсгаузена.— Исследование Беллингсгаузеном южных полярных морей.
После экспедиции Крузенштерна и Головнпна русское правительство или Российско-Американская компания почти еже
годно снаряжали экспедиции на Камчатку п в северо-американские колонии. Все эти экспедиции держались маршрута Крузен
штерна и поэтому не представляют большого интереса в научном
отношении. Лишь один из учеников Крузенштерна и участник его экспедиции Фаддей Фаддеевич Беллингсгаузен решил про
должать дело исследования. В 1819 году под начальством Беллингсгаузена была снаряжена третья русская научная круго
светная экспедиция. Во время своего плавания Беллингсгаузен проник в совершенно неизвестные до того времени области и сделал много важных открытий.
Прежде чем говорить о плавании Беллингсгаузена, нам необходимо сказать несколько слов о личности этого выдающе
гося мореплавателя. Фаддей Фаддеевич Беллингсгаузен родился в 1779 году на острове Эзеле, входившем в состав Лифляндской
1) В этой экспедиции участвовал п знаменитый впоследствии русский
мореплаватель и исследователь Фердинанд Петрович Врангель.