большой заряд пороха. После этого был произведен взрыв, благодаря которому лед под «Фрамом» был расколот, и корабль стал на воду. В июне месяце винт «Фрама» был приведен в движение, и судно медленно пошло вперед среди хаоса пла
вающих льдин. Весь июнь и июль прошли в борьбе со льдами, и лишь 13 августа «Фрам» вышел из области льдов и очутился в открытом море.
«Мы были свободны·— пишет Свердруп — позади нас лежали три года работы и мучительных сомнений во время долгих ночей, а впереди нас ожидало свидание с друзьями и родными нам людьми... Мы взяли курс на Шпицберген, где предполагали остановиться и привести «Фрам» в должную исправность для путешествия на родину».
Каковы же были результаты полярной эскпедиции Нансена? В этом отношении экспедиция Нансена оказалась очень плодотворной. Во-первых, Нансен открыл несколько островов в Ледовитом океане и выяснил, что море близ северного полюса очень глубоко, а не мелко, как предполагали ранее. Во-вторых, пла
вание «Фрама» доказало, что полярные льды постоянно движутся с одной стороны полярного бассейна севернее Берингова пролива и сибирского берега на запад по направлению к Атлантиче
скому океану. Там,где географы помещали крепкую, неподвижную массивную ледяную кору, покрывающую северную оконечность земной оси, Нансен встретил вечно движущийся и ломающийся пловучий лед. Движение полярных льдов доказывает существо
вание подо льдом океанического течения с востока на запад,
а это открытие является очень важным для науки. Кроме того, гидрографические наблюдения, сделанные во время экспе
диции, также внесли много нового в науку. Так, эти наблюдения установили, что под холодной поверхностью верхнего слоя воды в полярном океане находится слой более теплой воды; вода полярного бассейна оказалась более соленой, чем полагали раньше и т. д.
В общем, можно сказать, что экспедиция Нансена хотя и не разрешила всех вопросов, связанных с полярной областью, но тем не менее сделала очень много для уничтожения таинствен
ности, окружавшей до того времени полярную область. Подвиг Нансена и его товарищей облегчил дальнейшее завоевание се
верного полюса. Ниже мы увидим, что опыт Нансена и уроки,
вынесенные им во время его экспедиции, послужили на пользу многим полярным исследователям.
Не менее велик был и моральный результат экспедиции Нансена. Нансен показал миру возвышающий душу человека пример бескорыстного служения идее и науке. Своим подвигом он лишний раз доказал, что в мире существуют высокие цели,