рики. Эта задача была выполнена блестящим образом, и к началу двадцатого века на земном шаре осталось лишь незначительноеколичество белых мест, куда не ступала еще нога культурногочеловека. О наиболее выдающихся путешественниках-исследова
телях, представителях научного «завоевания» земли в XIX векемы и расскажем на страницах этой книги.
Если мы начнем свой обзор великих географических завоеваний XIX века с морских путешествий, то мы должны будем констатировать, что в продолжение всего бурного периода Великой французской революции и в течение всей эпохи наполеоновских войн, англичане и французы временно прекращают снаря
жение больших географических экспедиций. Вместо них на арену научных исследований выступают русские. В первые три десятилетия XIX века Россия снарядила целых пять больших круго
светных экспедиций. Мысль о снаряжении первой кругосветной русской экспедиции принадлежит знаменитому государственному канцлеру графу Η. П. Румянцеву 1), сильно интересовавшемуся географическими и вообще научными вопросами. Канцлер Румянцев сумел убедить русское правительство в важности геогра
фических исследований; по его инициативе, а отчасти и на его средства были снаряжены первые русские кругосветные экспедиции. Воспользовавшись тем, что правительство решило послать в 1803 году особое посольство в Японию, Румянцев пред
ложил Александру I послать это посольство морем и вместе с тем послать на этпх кораблях необходимые товары в северо
американские русские колонии, получавшие до того времени все припасы из России через Сибирь и Охотское море.
Проект Румянцева был принят, и в 1803 году была снаряжена первая русская кругосветная экспедиция. Эта экспедиция состояла из двух кораблей—«Нева» и «Надежда». Начальство над экспедицией было поручено капитан-лейтенанту Ивану Фе
доровичу Крузенштерну, помощником которого был назначен капитан-лейтенант Лисянский.
Иван Федорович Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в Лифляндпи. Первоначальное свое образование он получил в Ревельском реформатском училище, а потом поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Выпущенный из корпуса в мае 1788 года мичманом, Крузенштерн принимал участие в морских сражениях со шведамп при Гохланде и Выборге. Произведенный в 1790 году в лейтенанты, Крузенштерн был послан вместе с другими одиннадцатью флотскими офицерами
1) Основателю «Румянцевского» Музея и библиотеки в Москве (ныне:
Всероссийская публичная библиотека имени т. Ленина).