океан. В начале мая русские мореплаватели увидали перед собою группу островов, называемых Маркизскими. Корабли Кру
зенштерна пристали к одному из этих островов—Нукагиве. Здесь русские матросы впервые увидали дикарей; более всего ма
тросов поразила татуировка дикарей, и многие из них просили туземцев Нукагивы сделать им какие-нибудь рисунки на руках.
Запасшись на Нукагиве плодами хлебного дерева, бананами, кокосовыми орехами и другими продуктами, Крузенштерн 18 мая вышел по направлению к Сандвичевым островам. 7 июля
перед мореплавателями показался остров Гавайи. Плывя вдоль берега, мореплаватели любовались тропической растительностью острова; в тени многочисленных рощ кокосовых пальм, бананов и других тропических растений виднелись деревни и жилища туземцев; множество туземных лодок стояло у берега. Над всем островом господствовала величественная гора Мауна-Лоа, вершина которой почти всегда окутана облаками.
На Сандвичевых островах Крузенштерн и Лисянский, согласно инструкции, разъединились: Крузенштерн на «Надеждепаправился прямо на Камчатку, а Лисянский на «Неве» пристал к Гавайи, в заливе Каракакоа. Русские были встречены гавай
цами очень радушно; Лисянский и его спутники были приняты королем острова. Лисянский пробыл на Сандвичевых островах почти две недели и лишь 20 июля направился к Алеутским островам.
В это время Крузенштерн был уже на Камчатке, куда он прибыл почти ровно через год после выхода из Кронштадта. 30 августа Крузенштерн вышел из Камчатки и после сильнейшей бури 8 октября прибыл в Нагасаки, единственную япон
скую гавань, которая была в то время открыта для европейцев. Здесь Крузенштерну пришлось простоять целых пол года, так как японский император не хотел принимать русского посланника. За время стоянки в Нагасаки Крузенштерн исследовал близлежащее море и составил подробную карту залива.
Из Японии Крузенштерн снова направился на Камчатку и по  путно произвел целый ряд исследований в Японском море. В это же время он исследовал побережье Сахалина и составил подробную карту этого острова. С Камчатки Крузенштерн напра
вился вновь к Сахалину, а затем посетил остров Формозу и 20· ноября 1805 года бросил якорь в бухте Макао, где и обменял привезенные с Камчатки меха на чай. 2 декабря в Макао прибыл и Лисянский на «Неве» с Кадьяка.
9 февраля 1806 года оба корабля снялись с якоря и направились в Россию. Спустившись на юг и пройдя между Явою и Суматрой, мало исследованным в то время Зондским проливом,, русские корабли направились к мысу Доброй Надежды.