Об архитектурном оформлении

муниципального жилищного СТРОИТЕЛЬСТВА

При осмотре заканчиваемых в настоящее время построек домов муниципального строительства и при сопоставлении их с прежними постройками можно считать вполне выяснившимися нижеследующие обстоятельства относительно архитектурного оформления зданий жилищного строительства Моссовета:
1. Наиболее существенное значение для архитектурного оформления имеет распланировка корпусов на участке, удобство расположения дворов и проездов для внутреннего сооб
щения, наличность свободных площадок на дворах, общая уютность дворов и впечатление монументальности от общего очертания корпусов.
В указанном отношении в муниципальном строительстве имеется как отрицательные примеры, так и такие, которые могут быть названы вполне удачными даже в постройках преж
них лет. В целом же можно признать, что применяемые ныне приемы планировки являются удовлетворительными, а неко
торые последние наметки в этом отношении, как, например, проект планировки «Донских Огородов» проф. Чернышева или участка по ул. «9-ая Рота» арх. И. Николаева, представят собою уже значительно лучшие образцы.
2. Подобное же значение для архитектурного оформления имеет, далее, общая силуэтность построек, которая в боль
шинстве случаев при стандартности зданий и однообразии числа этажей является довольно монотонной. Между тем, па тех участках, где это обусловливалось уклоном местности и где применялось частичное повышение постройки, об
щее впечатление от таковой получается значительно более выигрышным и самая монотонность стандарта делается относительно незаметной.
Исходя из того, что монотонность застройки по мере роста строительства будет производить все более и более неприят
ное впечатление, представляется необходимым принять в даль
нейшем соответствующие меры, о коих мы скажем ниже.
3. Состоявшийся после довольно длительных споров и со
мнений переход к оштукатурке фасадов необходимо признать оправдавшим себя даже в боль
шей степени, чем это можно было предполагать заранее. Участки с оштукатуренными зданиями имеют неизмеримо бо
лее опрятный и культурный вид и не напоминают собою казарм,
как это имеет место на участках с неоштукатуренными здания
ми. Кроме того, при неоштукатуренных фасадах чрезвычай
но страдало освещение квартир нижних этажей в корпусах, расположенных напротив.
4. Та или иная деталировка фасадов в общем имеет второ
степенное значение, однако же в отдельных случаях мы имеем определенно неудачные, а в дру
гих, напротив того, — удачные решения.
Несомненно, что в этом от
ношении муниципальное строи