тельство нуждается в дальнейших исканиях, при чем должны быть учтены и высказываемые иногда на рабочих собраниях желания видеть фасады зданий в известной мере принаряженными.
5. Весьма большое значение для общего впечатления от застройки имеет окраска стен, легко доступная восприятию широких масс. В этом отношении мы имеем в жилищном строи
тельстве иногда совершенно неудовлетворительные явления: например, окраску домов в темные или в фиолетовые тона. Несомненно, что в смысле покраски фасадов может быть достигнуто еще очень многое.
6. Планировка дворов в настоящее время, к сожалению, еще нигде не выявлена в сколько-нибудь достаточной мере.
Все эти моменты были обсуждены на одном из последних заседаний Жилищно-Строительного Комитета Моссовета, где было признано необходимым дать строительным конторам нижеследующие директивные указания:
1. На архитектурную обработку строительных участков, а в частности на планировку дворов и обработку фасадов, должно быть обращено самое серьезное внимание как в про
цессе проектировки, так и при самом производстве работ. К работе этой должны быть так или иначе привлечены зодчие, зарекомендовавшие себя по работам архитектурно-художественного оформления.
2. В целях достижения большей силуэтности застройки, допускать большую свободу пользоваться частичным повышением этажности до 6 этажей, а также и применением одно
скатных крыш, но в пределах не свыше 20% от общей площади плана застройки.
3. Принять, как общее правило, что все фасады зданий, как лицевые, так и дворовые, должны быть оштукатурены; в
случае оставления больших неоштукатуренных поверхностей обязательно их окрашивать.
4. Обратить внимание на возможность достижения весьма значительных и вполне благо
приятных зрительных эффектов путем соответствующей окраски стен.
5. При первой возможности осуществить в виде опыта тщательно выполненную планиров
ку и благоустройство участка по примеру заграничных, а отчасти и московских образ
цов последнего времени (двор Красно-Пресненского Райсовета, владение ВЦСПС и друг.).
Надо надеяться, что это постановление Жилищно-Строительного Комитета побудит наши строительные конторы серь
езней подойти к архитектур
ному оформлению и планировке участков жилищного строитель
ства Моссовета, и 1928/29 год будет дальнейшим шагом в деле улучшения как отделки фасадов, так и благоустройства застраиваемых участков.
Г. КРАСИН.

Два конкурса на дом Центросоюза

В ближайшем времени Центросоюз приступает к постройке грандиозного дома на Мясницкой ул.
Правление Центросоюза с исключительной серьезностью отнеслось к организации проектирования здания: на составле
ние проекта, по поручению Центросоюза, Всероссийским О-вом Гражданских Инженеров был объявлен открытый конкурс [*];
кроме того, Центросоюзом организован был закрытый конкурс между архитекторами Запада (Англия, Франция, Германия) и группой архитекторов Центросоюза и, наконец, после выявления результатов упомянутых двух конкурсов организован третий, также закрытый конкурс.
С первыми двумя конкурсами мы и знакомим читателей.
На конкурс, объявленный ВОГИ, было представлено 32 проекта и присуждено 12 премий, а три проекта, по рекомендации Совета Жюри, были приобретены Центросоюзом.
Первая премия присуждена проекту под девизом «Черная черта», принадлежащая гр. инж. Б. М. Великовскому и арх. В. М. Воинову.
По отзыву жюри, «общий план застройки участка решен целесообразно и компактно. Размещение лестниц по углам устанавливает очень правильную коммуникацию между отделами. Конфигурация отдельных частей здания спокойна;
пролеты-нормальны. Освещенность помещений — правильна. Расположение главнейших вхо
дов в здание — удачно. Вход в правление с угла Мясницкой ул. и проектируемого бульвара
намечен интересно и красиво; стоянка автомобилей удачно разрешает трудную проблему под
езда автотранспорта без нарушения уличного движения».. «Если в общем можно признать проект заслуживающим определенного внимания при окон
чательном выборе типа застрой
ки, то в деталях отмечается ряд недочетов: недостаточное коли
чество лестниц, отступления от программы в ряде помещений, пропуск зал для заседаний, не
достаточная площадь для Всекобанка, неудачное расширение, намеченное по Мясницкой ул.».
Вторую премию получил
проект под девизом «Черный[*] Программу конкурса см. в «Строительстве Москвы» 1928 г. №5.