Когда последняя выполнила 50% работ, заказчик в лице фабрики работу принимать отказался, предлагая это осуществить только
после весеннего паводка. Таким образом, уже а priori заказчик предвидит возможность разрушения работ.
Пожалуй, он, со своей стороны, прав.
В самом деле, истекшей осенью в дождливое время река так неожиданно взбухла, вследствие того, что ее устье было подперто высо
ким подъемом воды в р. Клязьме, что покрыла
водой всю прибрежную равнину и сооружения на ней и в таком виде продержалась до силь
ных заморозков, покрыв все стройки слоем льда.
Этот случай, вероятно, больше всего возымел действие на администрацию фабрики в сто
рону ее нерешительности принять исполненные работы.
Каковы будут результаты после половодья, сказать трудно, хотя разрушения, повидимому, неизбежны.
Нам кажется, что такая постановка дела, когда заказчик не снабжает контрагента всеми необходимыми гидротехническими данными для нормального возведения сооружения, недопустима.
Описанные примеры не единичные; они объясняются не случайностью, а нашими органическими дефектами, которые надо лечить.
Не пора ли нам бросить кустарничество и начинать дело, как следует, хозяйственно, с полным сознанием важности его и необходи
мости его всестороннего освещения, помня, что государственные средства нам необходимо су
губо сберегать? Инженер К. АФАНАСЬЕВ.

О ПЛАНЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

Фабрикоуправление Старо-Павловской фабрики включило в строительный план ремонт своей плотины, чрезвычайно ветхой и с трудом поддерживающей воду на необходимом уровне. Плотина устроена на небольшой, едва не вы
сыхающей в летнее время реченке Вохонке, притоке р. Клязьмы. Водосборное хранилище представляет из себя озеро.
Благодаря своему оригинальному режиму, р. Вохонка сумела себе пробить выход к реке Клязьме в самом неблагоприятном для фабрики направлении, почему пришлось искус
ственно изменить ее течение путем устройства канала. Для закрепления необходимого направления течения воды в канале фабрикой, по
мимо ремонта плотины, в план работ включено устройство постоянной перемычки, запирающей старое течение реки, и, кроме того, укрепление размытых ею берегов.
Прошлой осенью было приступлено к устройству постоянной перемычки и укреплению берегов, и работа в данное время выполнена.
С какими же данными было приступлено к работам?
Первоначально была сделана полуинструментальная съемка долины реки; затем по эскизу был составлен проект плотины и перемычки. Никакого изучения режима реки, в период дождей и паводка, также и ее дна, зави
симости ее от р. Клязьмы и прочих данных, конечно, не было и нет. Работа началась «вслепую».
Благополучие всей работы построено исключительно на договоре между заказчиком и испол
нителем, при чем строящая сторона взяла на себя двухлетнюю гарантию.
В резолюции по докладу о пятилетнем плане строительства XVI Московская Губпартконференция дала следующую директиву:
«Пятилетний план должен поставить и разрешить вопрос о плане дальнейшего строитель
ства и планировке Москвы и промышленных районов губернии и об увязке и согласовании с коммунальным строительством — строительства жилищного, школьного, больничного и промышленного».
В соответствие с этой директивой необходимо немедленно приступить к разработке во
просов о перспективном плане строительства как Москвы по районам, так и отдельных го
родских и фабрично-заводских поселений гу
бернии. В этом плане должны быть увязаны и согласованы все виды строительства.
Возникает ряд серьезных и весьма сложных задач. Мы должны исправить ту беспла
новость, которая имеется в наличном жилом и нежилом фонде и установить план нового строительства всех видов.
Основным руководящим принципом при этом является положение, что жилище должно быть приближено к месту работ производственных рабочих и новое жилищное строительство дол
жно вестись группами на крупных участках, чем будет достигнуто удешевление строитель
ства и возможность лучшего обслуживания его коммунально-бытовым благоустройством в широком смысле слова.
В отношении существующего фонда промышленных предприятий необходимо учесть количество занятых рабочих в предприятиях данного пункта (район г. Москвы, городское или фабрично-заводское поселение) и количе
ство рабочих, которое потребуется в результате капитального ремонта, расширения и реконструкции существующих предприятий. На осно
ве этого можно будет определить размер жилой площади, потребный для удовлетворения рабо
чего населения (с семьями) данного пункта. Сопоставляя с размерами наличного жилищного фонда, занятого рабочим населением, по