лучим задание для нового жилищного строительства в дополнение к имеющемуся фонду.
По пятилетнему плану больше 2/3 капитальных вложений по промышленности пой
дет на капитальный ремонт и расширение и реконструкцию существующих предприятий (свыше 900 млн. рублей) и только около 1/3— на новое промышленное строительство (360 млн. рублей), выявление данных о потребной рабочей силе на существующих предприятиях должно иметь особо важное значение.
В отношении школьного и больничного строительства, а также и других видов обслу
живания рабочего населения следует отметить, что оно должно соответствовать в определенных коэффициентах жилищному строительству.
Что касается нового промышленного строительства, то оно при проектировании должно одновременно предусматривать постройку жи
лищ для рабочего населения. Эта работа должна итти параллельно с предусмотрением соответ
ствующих участков, с благоустройством их для всех видов строительства, имея в виду возмож
ности дальнейшего расширения и развития как самих предприятий, так и жилого строительства, школьного, больничного и т. д.
План разработки вышеуказанных вопросов представляется в следующем виде. Мосгубплан выявляет количество потребной для обслуживания рабочего населения предприятий отдель
ных районов и размер жилой площади, занятой рабочим населением, проживающим в этих районах. Московское Коммунальное Хозяйство выявляет размеры участков, годных для жилищ
ного строительства в районах существующих предприятий. Жилищно-Строительный Комитет на основе этого составляет свою программу по рабочему жилищному строительству, а Мосздравотдел и МОНО — соответственно по больничному и школьному.
Кроме того, МКХ намечает новые участки для всех видов дальнейшего строительства— промышленного, жилищного, школьного и боль
ничного, которое, как мы уже указывали, должно будет идти по строгому плану, с уста
новлением коэффициента соотношения всех видов его.
Надо вести плановое строительство, не должны иметь место наблюдающиеся разрывы,
тяжело отражающиеся на нашем народном хозяйстве.
инж. В. ИСЕЙЦ

Сравнение рентабельности строительных затрат

Сравнение типов сооружений, с точки зрения рентабельности строительных затрат, долж
но основываться не только на абсолютной величине затраченных средств, но и на анализе последующей судьбы этих затрат. Например, справка, что 1 кв. метр полезной площади де
ревянного дома стоит 135 рублей, а каменного— 200 рублей, еще не является доказательством более выгодного помещения капитала в первом случае и менее выгодного — во втором.
Всегда следует рассматривать «начальнуюи «конечную» стоимости сооружения.
«Начальная» стоимость определяется сметой расходов на постройку, «конечная» — суммой первоначальной затраты + %% на затра
ченный капитал за время амортизации + эксплоатационные расходы.
Совершенно ясно, что два объекта, построенные для одной цели, но имеющие разную конечную стоимость, будут в разной степени до
ходны и с обывательской точки зрения, т.-е. в смысле возвращения затрат.
В отношении затраченного капитала интерес владельца его аналогичен интересу при помещении капитала в любое предприятие, т.-е. ка
питал должен обязательно дать «приращение». Капитал, помещенный в строение, через Т лет приходящее в негодность или становящееся ненужным, должен в этот амортизационный срок
полностью вернуться и принести некоторый «интерес».
Обозначив через:
А — затраченный капитал, начальную стоимость строения,
Т — срок амортизации (срок службы соору
жения),
n — проценты на капитал (интерес),— имеем «конечный» размер капитала—