Искусственное освещение во всех домах электрическое.
Кухни для приготовления пищи в 1925 г. оборудовались плитами Сущевского завода №13. Ближайшая практика показала недостаточность размеров этих плит,
и с 1926 г. стали ставить плиты № 15 того же завода. В 1927 г. многие дома получили проводку газа и в кухнях были установлены газовые плиты. Однако, практика показывает, что как дровяные плиты, так и га
зовые часто стоят без употребления, а приготовление пищи идет на «примусах», бесконечно портя воздух и загрязняя помещение. Это обстоятельство тем более
печально, что вытяжки из кухонь запроектированы в расчете на подогревание вытяжных каналов рядом расположенными дымоходами от плит, и если не топятся плиты, то и вытяжки не работают.
Неразрешенным остается до сих пор вопрос о стирке белья. В 1925 г. прачечные были устроены в мансардных помещениях в каждой лестничной к летке, таким образом, каждая прачечная должна была обслу
живать шесть квартир. Устройство прачечных наверху, при надежно водонепроницаемом перекрытии с санитарной точки зрения являлось вполне рациональным,
однако, в жизни они не привились. Причина этого вер
нее всего лежит в том, что каждая хозяйка должна была итти в прачечную со своими дровами, прежде чем приступить к стирке, должна была согреть воду и сидеть без дела в прачечной, пока вода согреется. Кроме того, и перекрытия, несмотря на все старания, оказались ненадежными, и местами наблюдалось от
сырение потолков нижележащих квартир. Эти прачечные почти повсюду были переделаны в жилые помещения. Та же участь постигла прачечные, устроенные в отдельных зданиях 1925/26 года.
Поэтому в строительстве 1926/27 г. было решено, учитывая повсеместное развитие стирки в кухнях, итти на это с открытыми глазами и устроить специальные моечные при кухнях. Неудачная постановка этих моек, отсутствие горячей воды в значительной степени затрудняют пользование этими мойками.
В 1927/28 г. сделан опыт устройства общих прачечных в полуподвальных помещениях, с предоставлением каждой хозяйке особой кабинки для стирки, приго
товлением горячей воды от одного общего источника (кипят. «Титан»), отжимкой белья вальцами и калориферной сушкой белья, с взысканием за это особой платы. Непродолжительный опыт эксплоатации этих пра
чечных не выявил общего их признания: пользующиеся указывают на дороговизну их эксплоатации. Все это говорит за то, что как-будто наиболее правильное решение вопроса о прачечных лежит в устройстве ком
мунальных прачечных с использованием для этой цели свободных остатков от паровых хозяйств.
Таким образом, развитие муниципального строительства за эти 4 года носит характер исканий, путь его отмечен определенным санитарным успехом, од
нако, далеко не все сделано и многие вопросы подлежат пересмотру и выявлению.
Санитарный врач А. ПРОКОФЬЕВ.

Неотложные вопросы в области устройства ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОТОПЛЕНИЙ

В деле устройства центральных отоплений, в этой важной части нашего строительства многое обстоит весьма неблагополучно, а многое — катастрофически плохо. Монтаж центральных отоплений протекает в исключительно тяжелых условиях.
Рабочая сила
Как и в других областях труда, за последние 3 года приходится наблюдать картину падения средней квалификации слесаря-отопленца.
Молодежь, хотя и быстро совершенствуется, однако, рост квалифицированной рабсилы резко отстает от роста объема работ, предстоящего к выполнению.
Мерилом объема работ по центральному отоплению является количество выпускаемых радиаторов. Еже
годный выпуск радиаторов за последние 2 сезона 1926— 27 годов радиаторными заводами Мальцовским и Комбината составлял около 280.000 кв. метров. В нынешнем году объединивший оба эавода М. Т. Ц. Р. выпу
скает 26.500 тонн, т.-е. около 650.000 кв. метров, обеспеченных спросом. Следовательно, в текущем се
зоне объем отопительных работ увеличивается больше, чем вдвое. И в 1927 году, при выпуске радиаторов всего в 280.000 кв. метров., т.-е. при вдвое меньшем объеме работ, в сентябре — октябре уже имелся налицо на
столько острый кризис со слесарями-отопленцами, что, например, Мосстрой был даже вынужден в некоторых случаях полностью приостановить работы из-за отсутствия слесарей.
Поэтому положение в текущем сезоне может иметь особо тяжелый характер, если не будут изысканы меры к его смягчению.
Меры эти должны быть направлены к тому, чтобы: 1) монтаж центральных отоплений выполнялся возможно меньшим количеством слесарей; 2) при организации монтажа можно было бы вовлечь малоквалифицированного слесаря.
75% работы по монтажу центральных отоплений может быть выполнено подручным под руководством
слесаря. Поэтому прежде всего необходимо перейти от работы «парою» слесарей — слесаря с подручным, к ра
боте «тройкой» — слесаря с 2-мя подручными. Это — метод не новый, он существовал еще в довоенное время. По
мимо экономии в слесарях, этот метод ускоряет монтаж. Когда нужно что-нибудь принести из кладовой, слесарь посылает младшего подручного, продолжая без перерыва работу со старшим; когда нужно нарезать простую резьбу или сгон, или выполнить несложное гнутье, он пошлет старшего, продолжая работу с младшим.
При такой организации значительно уплотняется рабочий день, монтаж существенно ускоряется, выработка, а, следовательно, и заработок рабочего повы
шаются. Проделанные в этом отношении небольшие опыты подтверждают это с полной очевидностью.
Монтаж при такой организации будет ускорен не менее чем на 25%, что сокращает потребное количество квалифицированных слесарей вдвое.
Скорость монтажа можно еще увеличить и еще сократить количество потребной высоко-квалифицированной рабсилы, — переходом со стационарного верстака на переносный.
Истекшим летом Госплан произвел проверку путем хронометража урочных норм по всем видам строитель
ных работ, в том числе и по монтажу центральных отоплений. Результаты этих работ еще не опубликованы, но по предварительным данным можно считать почти установленным, что урочные нормы по
монтажу центральных отоплений преувеличены от 4-х до 10-ти раз, при чем во время хронометража учитывался и тот отдых, который необходим после ка
ждой операции. С другой стороны, нам хорошо изве
стно, что по этим самым, явно преувеличенным, нормам рабочие едва вырабатывают 2 урока. Куда же, спрашивается, девается время? Оно уходит на проходы от стационарного верстака к месту работы и обратно. Сюда, следовательно, должна быть направлена работа по рационализации. Необходимо сделать ненужными эти проходы, непроизводительно пожирающие подавляющую часть рабочего дня, т.-е. попросту перене