План 1-го этажа купален
План 2-го этажа купален
крайней примитивностью и, вследствие ее, отсутствием элементарных удобств.
Существующие купальни-пляжи не имеют защищенных от дождя мест для раздеванья, купанье производится в открытой реке и ку
пающиеся, попавшие на сравнительно глубокие места реки, не защищены от несчастных случаев.
С другой стороны, купальни-пляжи имеют неоспоримые преимущества перед пловучими купальнями: размеры их менее ограничены и имеется площадь для солнечных ванн и гимнастических упражнений.
Стремясь удовлетворить требования главной массы купальщиков, Московское Коммунальное Хозяйство предприняло разработку проекта ку
пальни такого типа, который, с одной стороны,
совместил бы в себе достоинства обоих старых типов, а с другой, — не страдал бы главными их недостатками.
В результате предложен был новый тип, являющийся, по существу, купальней-пляжем.
Купальня-пляж состоит из трех неразрывно связанных между собой частей. Первая часть— раздевальня — располагается на пляже в 10— 12 метрах от воды и тем самым отделяет от него некоторую площадь, являющуюся второй частью — собственно пляжем. Третья часть ку
пальни — участок реки, расположенный против раздевальни и пляжа, в свою очередь делится на две: открытую реку для умеющих плавать и пловучий бассейн с дном для учащихся или плохо плавающих купальщиков.
Каждая из трех частей купальни-пляжа разделяется на три отделения — мужское, женское и детское.
В мужском и женском отделениях (первое на 350 мест, а второе на 250) раздевальни представляют собой крытую, двухъярусную галле
рею. В плане галлереи имеют ряд уступов, ориентированных относительно сторон света таким образом, что места для раздеванья оста
ются в тени, а тень от галлереи не покрывает песчаных площадок пляжа.
Лицевая стенка галлереи, обращенная к реке, открыта, задняя же — глухая и ограждает раздевающихся от взоров с набережной.
Галлереи оборудованы в каждом ярусе четырьмя рядами скамей, оставляющими несколь
ко продольных проходов. Два крайние ряда скамей прислонены к стенам галлереи, а сред
ние два имеют общую спинку. Над скамьями устраиваются вешалки для платья.
При раздевальнях устраиваются торфяные уборные, парикмахерские и комнаты для отдыха сторожей.
Между мужской и женской раздевальнями расположена детская на 100 мест, предназна
чающаяся для детей, приходящих купаться без взрослых. Детская раздевальня — одноэтажная и в плане имеет форму буквы Т. В остальном она устроена также, как мужская и женская.
На пляже она расположена так, что верхняя часть буквы Т обращена к набережной, а ниж
няя идет поперек пляжа и заслоняет собой женскую раздевальню от мужской.
Кстати сказать, устройство детского купанья отдельно от взрослых является новостью и для того, чтобы это, в общем, очень полезное начинание не принесло вреда детям, в его осуществлении с первых шагов необходимо непо
средственное участие детских учреждений. В частности, это участие должно выразиться в орга
низации постоянного надзора за детьми во время купанья, устройстве игр на пляже и в воде и т. п.
Каждая галлерея из нижнего этажа непосредственно, а из верхнего по лестницам, со
общается с песчаной площадкой и досчатыми мостками, ведущими к воде.
Песчаные площадки спланированы под один общий уклон от раздевален к реке и служат для солнечных ванн, гимнастических упражнений и отдыха купающихся. Пересекающие пляжи, досчатые мостки направляют движение иду
щих от раздевальни к реке и обратно, и тем самым избавляют лежащих на песке от постоянного хождения между ними.
Участки реки, предназначенные для плавающих, ограничены буйками на якорях, указы
вающими как глубину воды, так и границы участка, отведенного для данного отделения купальни.
Окончившие купанье выходят из воды на береговой досчатый помост по спущенным с него деревянным лестницам. Бассейны для непла
вающих устраиваются в мужском и женском отделениях на одну треть, а в детском — на полное число купающихся, при чем на каждого приходится по 2 кв. метра поверхности воды.
Бассейны устраиваются из проволочной сетки, подвешенной к плавающей раме. Дно их также проволочное, покрывается брезентом.