страдает весьма существенными недостатками. Узость и кривизна улиц тормозят все уличное движение. Ка
кие бы меры ни принимались в части регулирования уличного движения, добиться нужных результатов почти не представится возможным. Главнейшие магистральные улицы, Мясницкая, Лубянка, Твер
ская и другие, уже сейчас закрыты в некоторых частях для грузового движения. Разрабатывается вопрос о пуске по некоторым улицам движения в одном только направлении и т. д. Но все это поможет мало.
В плане новой Москвы по целому ряду улиц предусмотрена большая ширина, чем существующая. Примерные нормы ширины улиц даны Президиумом Моссовета. Для проспектов и главных магистралей с буль
варами, центральными или боковыми — от 40 до 120 метр., для магистральных улиц — от 25 до 40 метр., для второстепенных магистралей — от 22 до 30 метр., для про
ездов местного значения — от 16 до 22 метр. Эти нормы будут являться обязательными для нанесения красных линий при возведении новых построек, при чем вся новая планировка рассчитана с тем, чтобы ее осуще
ствление производилось не сразу, без лишней сломки каких-либо зданий, а в порядке постепенности.
За Камер-Коллежским валом главнейшие магистральные и проспектовые улицы, как, например: Ле
нинградское, Ярославское и др. шоссе должны иметь максимальную ширину 120 метров. Эти улицы являются магистралями междугородного значения и связываю
щими Москву с другими городами нашей Республики. При развитии автомобильного движения междугород
ное сообщение на несколько сот верст возможно не только посредством железной дороги, но и посредством автотранспорта. Поэтому надо этим магистральным ли
ниям придать особый характер, который бы позволил теперь же приступить к подготовке их к будущему автомобильному движению.
В некоторых районах Москвы намечены новые магистрали в целях разгрузки движения по существую
щим улицам. Так, например, предполагается проложить улицу параллельно Мясницкой, шириной около 40 метров, с выходом на Тургеневскую и Лубянскую площади. Намечено проложить проезды параллельно Твер
ской, Арбату и др. улицам, которые уже в данное время сильно перегружены и требует соответствующих мер к их разгрузке.
В отношении остальных улиц и проездов следует отметить, что установление их ширины и направления будет всецело зависеть от характера построек и их значения, откуда будет вытекать масштаб уличного
движения и т. д. После тщательного учета всех этих особенностей в строительстве можно будет намечать и устанавливать ширину московских улиц и проездов, однако, не нарушая общих принципов самой планировки.
Для разгрузки проездов центральной части города по проекту намечается также образование новых коль
цевых путей, захватывающих и Замоскворечье; к таким путям относятся: кольцо между центром и бульварами, продолжение бульварного кольца в Замоскворечье и новое кольцо между бульварами и Садовой.
При пересечении магистральных путей с Москвойрекой, Водоотводным каналом, реками Яузой и Сетунью проектируется постройка новых мостов.
Через Москву-реку проектируются мосты: Симоновский, у Трехгорного переулка, у Воробьевых гор, Новинского пер. и друг. Через Водоотводный канал:
Якиманский, Ордынский, Ново-Комиссариатский и др. Всего проектируется 18 мостов через Москву-реку, 5 — через Водоотводный канал, 8 — через реку Яузу и 2 — через р. Сетунь, всего 33 моста.
Москва очень бедна большими площадями, требующимися для разбивки скверов, постройки на них памятников и т. и. Некоторые из существующих площадей также не отвечают своему назначению по слишком малому объему и по другим причинам. В связи с планировкой предусматривается увеличение числа площадей в Москве.
В целях расширения существующих площадей, при новой планировке учтено, какие дома и прочие строе
ния перестройке и восстановлению не подлежат, а за их счет будут образованы площади. Необходимость
больших площадей очевидна. На них, помимо сквера, являющегося резервуаром по собиранию чистого воздуха, можно устроить станцию метрополитэна, трамвайный павильон и проч.
Новой городской планировкой предусматривается расширение площадей и в центральных частях города, и на периферии. Лубянскую площадь предполагается расширить за счет территории, занятой в данное время домами и Политехническим музеем, между Китай
городской стеной и Лубянским проездом. По этому проекту Лубянская площадь соединяется с Ильинским сквером и площадью имени т. Ногина. Красная пло
щадь, имеющая теперь особое историческое значение вследствие нахождения на ней мавзолея В. И. Ленина, должна быть также расширена. Строения рядом с «Ва
силием Блаженным», по направлению к Москве-реке между Кремлем и Москворецкой улицей, в Случае своей ветхости, к перестройке или постройке вместо них новых не должны быть допущены. За их счет увеличивается Красная площадь с оставлением ценного исторического архитектурного памятника — церкви Васи
лия Блаженного. Вызывает также некоторое сомнение целесообразность существования на теперешнем месте в будущем Исторического музея. Страстная площадь уже сейчас требует своего расширения за счет сноса
Страстного монастыря, Свердловская — за счет Охотного ряда и многих других. В особенности малы площади и не соответствуют даже движению настоящего времени Серпуховская, Калужская, Таганская и проч. Следует при этом отметить, что большие площади будут образованы не сразу, а в порядке постепенности, в зависи
мости от той острой нужды, какая будет ощущаться в них.
Таким образом, регулируя вопрос об улицах и проездах, уделено также внимание расширению существующих и созданию новых площадей, согласно требованиям данного времени.
Большое значение при составлении нового плана Москвы уделено вопросам зеленых насаждений. Без
условно, одно из основных условий новой планировки в части зеленых насаждений является создание единой целостной системы. Конкретно это значит, что сохранившиеся громадные лесные массы на окраинах и пригородах должны иметь непосредственную связь с пар
ками центральных частей города. Эту систему можно создать по руслам рек и местам с насыпным грунтом, где нельзя производить капитальных построек. Так, например, речка Неглинка, которая течет от большого Петровско-Разумовского парка, намечается вся быть под зелеными насаждениями. Сюда входят зеленые на
саждения Екатерининского парка и Цветного бульвара, расположенные по руслу этой реки. В дальнейшем предстоит усилить древесную посадку в местах, где существуют разрывы в этой зеленой полосе.
Московские бульвары представляют собой незаменимую ценность. Имеющиеся недостатки в бульвар
ных насаждениях заключаются только в том, что во многих местах эти бульвары замыкаются домами, что является совершенно недопустимым. Следова
тельно, находящиеся дома и другие строения по линии
бульваров по плану Новой Москвы должны быть снесены.
Садовая улица по своей ширине превосходит многие широкие улицы Москвы, однако, значительная часть улицы используется нерационально и находится под садами отдельных домовладений. Садовая улица будет изменена в сторону ее уширения за счет теперешних тротуаров и палисадников. Посредине улицы пред
положено разбить бульвар с боковыми проездами. Эта разбивка бульвара посредине вызывается также устрой
ством метрополитэна, который при такой планировке можно будет устроить на эстокаде.
Далее мы должны поставить перед собою задачу сохранения парковых насаждений не только в городе, но и в пригородах. Такие оазисы зеленых насаждений, как Останкинская роща, Измайловский зверинец, Со
кольническая роща, Нескучный сад, Петровский парк и др. во что бы то ни стало надо сохранить. Целостная
система зеленых насаждений от центра к периферии, как раз захватывая собою указанные зеленые площади, должна быть создана в плановом порядке.