Баггер, управляемый одним механиком, работает, примерно, за 40 человек и добывает глины в рабочий день на 250 — 300 тысяч шт. кир
пича. Ковши баггера захватывают глину снизу, движутся бесконечной лентой по наклонной плоскости вверх. При опрокидывании ковшей в самом верхнем положении поднимаемая глина падает по желобу на подставленную внизу ва
гонетку. Каждый ковш захватывает до 1/8 куб.
метра. Транспортировка вагонеток с глиной и песком от баггера к месту изготовления кир
пича производится локомобилем, тянущим 8 — 12 вагонеток.
Большой интерес представляет также использование для кирпичного производства шлака, каковой у нас пропадает.
Нам удалось ознакомиться с заводом, изготовляющим кирпич из шлака, построенным при газовом заводе в Берлине. Производительность этого завода небольшая и равняется 16.000 кирпичей нормального размера в 9-тичасовой ра
бочий день. Кирпич изготовляется 3-х сортов,
с сопротивлением на раздавливание 60 — 100 — 150 клг на кв. сантиметр. Низкие сорта употребляются для неответственных работ, как,
например, на перегородки, где нет большой нагрузки.
Изготовление кирпича из шлака происходит при примеси цемента и калько-цемента, примерно, в следующей пропорции: на каждую 1.000шт. кирпича для 1-го сорта 450клг., 2-го — 350 клг., 3-го — 300 клг. При чем в общей массе примеси к шлаковому порошку цемента и калько-цемента удельный вес калько-цемента равен последовательно для 3-х сортов — 1:6, 1 : 7 1/2, 1 : 9.
Оборудование завода по сравнению с оборудованием аналогичных заводов силикатного кирпича — значительно проще.
Шлак подвозится на железнодорожных платформах с газового завода и выгружается автоматически при помощи специального приспо
собления крана-баггера. Ковшами элеватора он поднимается к отверстию верхнего этажа
кирпичного завода и падает на бесконечную резиновую ленту, шириной около 30 сантиметров, по которой и протаскивается к дробилкам. По пути к дробилкам 3-мя рабочими отбирается кокс, являющийся вредным для производства кирпича.
После отбора кокса, шлак, чтобы не загружать излишней массой работу дробилок, про
ходит через трясущееся сито, через которое отделяется вся мелочь, механически падающая вниз в шлаковый силос. Крупные же куски шлака падают по желобу в дробилку. Размельченная в дробилке масса подается элеватором в верхний этаж, откуда попадает в силос для шлака.
В верхнем этаже рядом с силосом для шлака находятся еще 2 силоса — один для цемента, а другой для калько-цемента.
Эти силосы внизу заканчиваются чугунными тарелками, вращающимися вокруг вертикаль
ной оси, на которые падает для смешивания материал. Подъемом и опусканием тарелок вверх и вниз регулируется подача материалов для различных сортов кирпича.
При круговом вращении тарелок материал перемешивается еще сухим и падает в ящик определенного объема, каковой, наполненный сухой смесью материалов, подается механиче
ски в мешалку, где добавляется определенное количество воды, и смесь превращается в тестообразную массу.
Эта тестообразная масса попадает в пресс, находящийся в нижнем этаже под мешалкой. Пресс обслуживается 2-мя рабочими и штампует сразу 28 кирпичей. Кирпич с пресса устанавливается на дощечках на тележку, устано
вленную на рельсовых путях, по каковым и подается в кирпичные камеры для цементации. Кирпич снимается с тележки механически, бла
годаря тому, что ширина камеры в нижней части равна ширине тележки, а на уровне платформы тележки камера уширена с обеих сторон на такую величину, что концы дощечек, на каковых установлен кирпич, при опускании платформы тележки ложатся на эти выступы, и тележка освобождается. Поднимается и опускается платформа тележки простым враще
нием рукоятки механизма. Благодаря такому устройству, возможно ограничиваться небольшим количеством тележек, так как не прихо
дится оставлять кирпич в камере на тележках, что имеет место у нас при производстве силикатного кирпича.
Камер для цементации при заводе имеется 6 шт., с общей вместимостью до 60 тыс. кирпича. После наполнения камер отверстие их плотно закрывается и запускается пар при давлении в 1 атмосферу, где и продолжает оставаться в течение 36 часов.
Готовый кирпич выгружается теми же вагонетками и складывается на дворе завода.
Завод обслуживается всего 16-ю рабочими, и изготовленный таким путем кирпич обхо
дится заводу в 22 марки тысяча штук, или около 11 рублей; в продажу же он поступает по 16 — 18 рублей.
Ознакомившись бегло с описываемыми кирпичными заводами, приходишь к убеждению, что наше кирпичное производство далеко от
стало от германского, а на таких простейших производствах, как кирпичное, мы безусловно должны и можем двинуться вперед значительно быстрее, чем это было до сих пор.
Рационализации кирпичного производства, решительного снижения цен на кирпич требуют интересы развивающегося промышленного и жилищного строительства.
П. ВОЛКОВ.