Некоторым утешением в этом печальном явлении «жилищных ножниц» может служить то обстоятельство, что из года в год новое строительство растет в очень большой прогрес
сии, как это видно из той же таблицы 1. В 1924 г. общая площадь выстроенных зданий (58.329 кв. метр.) вдвое превышает площадь 1923 года (29.661 кв. метр); в 1925 г. (113.744кв.
метр.) она вдвое больше, чем в 1924 г. и, наконец, в 1926 г. (223.031 кв.метр.) она также почти вдвое превышает площадь, выстроенную в предыдущем году.
Не менее количественной стороны нового строительства, иллюстрированной Приведенны
ми выше цифрами, важно знать качественную сторону его: является ли оно по характеру со
лидным или легким, суррогатным? Солидность строительства определяется родом строительного материала и величиной и площадью строительной единицы. Эти данные содержатся в таблице 2, объединяющей строительство всего четырехлетия 1923 — 26 г.г.
Резкую границу между государственным и кооперативным строительством на основании этих данных провести трудно. Зато с уверенностью можно сказать, что частное строительство пока играет незначительную роль. Оно составляет только 8% общей площади новых зда
ний. Средние размеры (средняя площадь) домов частного строительства также незначительны сравнительно с прочими: 64 кв. метр, против 212 и 444 кв. метр. Большая солидность государственного и кооперативного строи
тельства, сравнительно с частным, подтвер
ждается также данными о материалах, из которых построены новые здания, как это видно из таблицы 4.
Таблица 3. Таблица 4.
Таблица 2.
Из этой таблицы мы убеждаемся, что 75% или 3/4 нового строительства (считая по за
строенной площади) — капитальное, каменное. Средняя площадь каменного дома — 540 кв.м., в то время как общая средняя — во всех зданиях 234 кв. метр.
Из остальных 25% застроенной площади на долю деревянного строительства приходится 19%, а на долю смешанных и прочих — 6% (2%+4%). Средняя площадь деревянных построек — самая малая — 77 кв. метр.; в смешан
ных зданиях эта средняя равна 172 кв. метр., а в прочих — 130 кв. метр.
Строителями у нас, как известно, являются либо государственные учреждения, либо ко
оперативные организации, либо частные лица. Какая из этих трех групп строительства преобладает? На этот вопрос статистические данные переписи не дют прямого ответа: они от
мечают только в чьем владении находились выстроенные здания ко дню переписи, так что, например, дома, выстроенные Московским Советом и переданные кооперации, значатся в руб
рике последней. Все эти данные сгруппированы в таблице 3.
В то время, как в новых зданиях, принадлежащих частным лицам, только 13,1% — камен
ных, а 74,4% — деревянных, в государственных — 72,5% каменных и 23,0% деревянных, а в кооперативных — 85,6% каменных и 8,2% деревянных.
Л. ВЫГОДСКИЙ.