Рис. 2. Проект «Большой Москвы» проф. Шестакова (общий план расширения города)
автономных (самостоятельных) как в градостроительном, так и в экономическом отношении. «Сателлиты» строятся на довольно большом отдалении (при
мерно 20 и более километров) от старого города, за широкой зеленой зоной и с таким расчетом, чтобы и в будущем застройка «сателлита» не могла слиться с застройкой старого города. Это делает «сателлиты» самостоятельными организмами в градостроительном отно
шении, подобно имеющимся близ многих больших городов (до их поглощения застройкой большого города), самостоятельным жилым поселкам, также отде
ленным от города широкой зеленой зоной. Но от жилых поселков «сателлиты» существенно отличаются тем, что живущее в последних население имеет тут же и места своего труда, а не отправляется на заработки в ста
рый город. Это делает «сателлиты» самодовлеющими и в экономическом отношении поселениями.
Планомерное построение отдельных городских частей или «сателлитов» из деловых или производственных центров, окруженных каждый своим жилым районом, есть уже основа планового хозяйства в городском строительстве. Эта идея, правильная и целесооб
разная для «сателлитов», которые рассчитаны лишь на будущий прирост городского населения, должна быть логически распространена и на городское ядро, в котором сосредоточена главная масса городского населе
ния. Другими словами, и старый город должен быть перепланирован и перестроен по тому же принципу. Капиталистическое общество бессильно это сделать,
социалистическое же совершит эту великую реформу в городском строительстве потому, что, во-первых, оно не встретит препятствия со стороны частной собствен
ности на землю; во-вторых, потому, что оно преследует цель оздоровления всего города в целом, населенного трудящимися, а не только отдельных его частей, на
селенных той или иной привилегированной группой, и, в-третьих, потому, что социалистический строй немыслим без планового хозяйства.
Проекты «Большой Москвы» акад. Щусева и проф. Шестакова создались не без влияния изложенных выше новых идей в городском строительстве Запада. На
сколько эти проекты приближают нас к идеалу разумно распланированного децентрализованного города—мы увидим ниже.
Социально-экономическая сторона идеи децентрализации города, т.-е. планомерная разбивка большого города на отдельные самостоятельные единицы (посе
ления), объединяющие в себе места труда и места жилья, не отразилась вовсе ни в одном из двух проек
тов «Большой Москвы». Оба проекта подходят к вопросу исключительно с технической стороны и выдвигают лишь ряд требований по разрежению существую
щей застройки, по введению широкого простора в будущей застройке, а в проекте проф. Шестакова намечена также вокруг Москвы система «сателлитов».
Для оздоровления существующей застроенной тер
ритории Москвы, акад. Щусев предлагает устройство радиальных парковых полос в виде узких зеленых клиньев, идущих от периферии и постепенно суживающихся к центру, а также—некоторое увеличение пло
щади б. Александровского сада (у Кремлевской стены).
Такая мера, конечно, явно недостаточна. В Москве, как справедливо указывает в своей брошюре «Боль
шая Москва» проф. Шестаков, значительные площади в центральных частях города освободились из-под застройки, благодаря разрушениям военного и послевоенного времени—и эти места надо использовать для устройства новых зеленых насаждений в густо-засе
ленных районах города. К этому следует прибавить, что в Москве имеется еще много пустырей и бывших