Рис. 3. План двойного кольца сателлитов вокруг Москвы по проекту проф. Шестакова
частно-владельческих садов, которые также могут быть увязаны в общую систему новых зеленых насаждений. Более всего в зелени нуждается наиболее густо засе
ленный центральный район, где к тому же, благодаря уличному движению, постоянно скопляются значи
тельные людские массы: тут-то и должен быть создан большой центральный парк, постепенно в течение десятилетий расширяемый за счет освобождения от за
стройки участков. Система планировки радиальных зеленых клиньев, постепенно суживающихся к центру, типична для буржуазных городов с их непомерно расту
щей, по направлению к центру, ценностью земли. В наших же условиях такие клинья для оздоровления городской атмосферы безусловно рациональнее проектировать, наоборот, постепенно суживающимися к периферии, проводя их от центрального парка, как вы
ступы последнего. Среди этих широких в центральном районе зеленых клиньев целесообразно было бы расположить и главные магистрали движения.
За исключением устройства зеленых клиньев, перепланировка существующей застройки Москвы в проекте акад. Щусева имеет более архитектурный, чем городской строительный уклон.
В проекте проф. Шестакова, несмотря на ого указание на необходимость использования разрушений
Москвы для устройства новых зеленых насаждений, мы не находим плана этих будущих насаждений в границах нынешней Москвы. Его перепланировка территории существующей застройки касается, главным об
разом, уличной сети, и имеет в виду прокладку новых улиц и проездов и урегулирование старых, т.-е. их улучшение, выпрямление и т. д.—с целью улучшения условий уличного движения.
Переходя к будущей застройке Москвы новыми городскими частями, мы находим в проекте акад. Щу
сева план кольца жилых поселков-садов по периферии нынешней Москвы и расширение промышленного района к юго-востоку от города. Кольцо пригородов-садов
намечено очень близко от города: они располагаются вдоль проектируемого кругового бульвара «Г», про
ходящего через Останкино, Сокольники, Бауманский
район и Москворечье, присоединяясь к Воробьевскому шоссе и далее через Фили, Серебряный Бор и Петров
ско-Разумовское. Такая близость жилых поселков от города, как показывает опыт других крупных центров [*], таит в себе опасность их поглощения коронным городом.
Кроме того, система децентрализации города путем окружения его жилыми поселками вообще должна быть признана устаревшей, так как вместо приближения мест жилья к местам труда, она, наоборот, способствует их дальнейшему разъединению.
Очень обстоятельно разработан план строительства новых районов для вмещения будущего прироста населения «Большой Москвы» в проекте проф. Шестакова. Его план представляет собой эклектическое соединение системы «расширения» города—старой шко
лы по постройке городов—с новейшей системой городов-«сателлитов». Он считает возможным и целесооб
разным не только продолжать и интенсифицировать застройку нынешней Москвы в пределах Окружной дороги (занимающую площадь в 21.000 гектаров при среднем диаметре 16,5 клм.), но вокруг этой огромной территории проектирует еще несколько концентрических колец с более редкой застройкой. В общем этот единый город рассчитан на вмещение 4-миллионного населения—и только дальнейший прирост, сверх этой цифры, проф. Шестаков считает нужным размещать в изолированных, самостоятельных городах-«сателлитах», для создания которых предлагает использо
вать два ряда уездных и др. городов, располагающихся двумя концентрическими кругами вокруг Москвы
[*] Например, опыт Берлина—см. Л. Выгодский: «Децентрализация Берлина» в «Новостях градостроительства и планировки», в журнале «Коммунальное хозяйство» за 1927 г., №№ 17—18 (в отделе «За границей).