Свет

и

стекло

в

современной АРХИТЕКТУРЕ

В настоящее время стекло—один из необходимейших материалов в строительстве и быту. Искусственные современные источники света могли возникнуть лишь при наличии стекла. Когда необходимы стали невиданных размеров торговые дома, конторские помещения, а в промышлен
ности огромные производственные мастерские, стекло объединилось с железом и открыло широкую дорогу свету. Область применения стекла расширяется, за стеклом следует свет. Появились: стеклянный пар
кет, стеклянные ступени и сейчас же появился свет, который уже дается не только сверху, но и снизу, сквозь стекло. Дешевая световая энергия вместе с дешевым стеклом
фабричного производства позволили залить светом современные города, создали огромную область световой рекламы.
Стекло, свет и железо продолжают свое победное шествие, которое находит свое отражение и в совре
менной архитектуре. Проблемой в данном случае явля
лось отображение нового содержания, каким являлась электрическая световая энергия и новая световая тех
ника, в новых формах, логических, конструктивных и наиболее содержательных и выразительных.
Первая электрическая люстра, канделябры пользовались формами своих предшественников—свечи, про
стой лампы; световая реклама до последнего времени являлась, как и любая магазинная вывеска, чем-то чуждым зданию, на котором она являлась. Ее стиль, обу
словленный современной световой техникой, ее лозунги, ее содержание находились подчас в глубочайшем про
тиворечии с греческими и баррочными фасадами домов. В этом случае одинаково нелепым казались электрическая лампочка, облеченная в форму отжившей сальной свечи, и световая реклама, перерезавшая в проти
воположных направлениях классические карнизы и колонны. Но диссонанс между новым, современным содержанием и старыми формами—достоянием истории,
мог быть только временным. Необходимо было световую рекламу связать органически с архитектурой зда
ния и так, чтобы та и другая от этой связи взаимно выиграли, взаимно дополняли и подчеркивали прису
щие им специфические средства выражения. Точно так же необходимо было для современных источников све
товой электрической энергии найти естественную для них внешнюю форму, в соответствии с требованиями со
временной эстетики, удобства ухода за ними и санитарными требованиями.
В указанном отношении заслуживает внимания один из новых берлинских кино-театров—-«Titania-palast», осуществленный совместной работой трех дюссельдорф
ских архитекторов—Шофлера, Шоенбаха и Якоби. Кино это является образцовым примером широкого применения световой техники. В разрешении его фасадов световая реклама занимает место, логически вы
текающее из архитектурных форм кино: карнизы, венчающие боковые фасады, подчеркнуты на всем про
тяжении ярко освещенными софитами, надписям с названием кино отведено естественное и достаточное для
Арх. Бархин. Дом «Известий ЦИК СССР
В

О

П
Р

О

С

Ы

А
Р
Х
И
Т
Е
К
Т
У
Р

Ы