материалам цены имели даже повышение против предыдущего года (лес).
Затем идут организационные неувязки вообще. Особенно вредно отзывалось на строительстве почти систематическое нарушение до
говоров на поставку материалов со стороны торгующих и производящих организаций. Не
соблюдение сроков поставки вызывало простои рабочих, увеличивало накладные расходы, нарушало календарный план строительства
и т. д. В одном из наших строительных журналов
промелькнуло сообщение о том, что в Чикаго был выстроен в течение 36 дней двадцатипятиэтажный небоскреб. Объяснение этой исключительной скорости сооружения, несомненно, лежит, главным образом, в правильной организа
ции работ. Был составлен совершенно точный календарный план постройки и выполнялся он без каких бы то ни было отступлений. Для
нас, может быть, этот американский темп и точность в области строительства кажутся чудовищными. Однако ясно, что и нам не
обходимо в области строительства как можно скорее переходить на современные, соответствующие высокой технике, приемы и методы.
К числу отрицательных явлений на пути снижения стоимости строительства необходимо отнести и существовавший порядок финансирования строительных организаций. Недоста
ток оборотных средств вынуждал строительные организации обращаться очень часто к банковскому кредиту. Это вызывало значительный расход по выплате процентов по векселям. Штра
фы за несвоевременный взнос налогов и сборов также удорожали стоимость строительства. За
поздание с утверждением финансовых планов
вызывало спешку с составлением проектов по промышленному строительству. В результате—- ухудшение качества проектов и удорожание стоимости работ.
В отношении стандартизации строительных материалов сделано мало. К тому же надо ска
зать, что введенные стандарты кирпича и леса вместо снижения дали повышение стоимости строительства, так как стандарт леса, например, увеличил отходы лесоматериалов на постройках.
По перевозке материалов при сниженном железнодорожном тарифе положительного эф
фекта в области строительства не оказалось, так как местные исполкомы установили на перевозимые материалы более повышенные местные сборы.
Распоряжение об экономии и замене дефицитных материалов осталось «голосом во
пиющего в пустыне». Это особенно относится к республиканскому и союзному строительству.
Наконец, мало внимания было обращено на рационализацию производственного процесса строительных работ. Вся работа в этом направлении носила совершенно случайный характер.
Так выполнялась директива по снижению стоимости строительства на 15% в 1928 году. Почти ни одно указание правительства не былопроведено полностью в жизнь. Неудивительно, что и результаты по снижению стои
мости строительства оказались ничтожными (до 6%).
Указанное выше постановление СТО от 23 марта 1928 г. остается в силе и на будущее время. Кроме того, правительство издало ряд дополнительных распоряжений о мероприя
тиях по снижению стоимости строительства в 1929 году.
В следующем номере мы попытаемся осветить, как строители и промышленность строительных материалов намерены осуществить распоряжение о снижении стоимости строительства в предстоящем строительном сезоне.
Н. ПОПОВ-СИБИРЯК.