Водосточная сеть Москвы

города затопляются на значительную высоту, движение на проездах прекращается, вода проникает в подвальные помещения и приносит громадные убытки государству и отдельным гражданам.
Быстрая застройка города и верховьев речек в сильной мере влияет на увеличение количества верховых вод, попадающих в трубы, и потому постройка новых коллекторов доста
точной вместимости будет необходима в самом ближайшем времени.
Сеть водосточных труб в черте города должна быть проложена так же, как и сеть труб для спуска домовых вод, почти по всем без исключения проездам.
Не лучше обстоит дело с дренажами. Вся сеть их устроена без общего плана, случайно, по большей части в связи с устройством других инженерных сооружений, как-то: мостовых, прокладкой водопровода, канализации и т. п. Между тем, санитарное значение дренажей в смы
сле оздоровления заболоченных местностей и ликвидации таким путем очагов малярии громадно.
Протяжение существующей сети водостоков и дренажей определяется в 222.000 пог. мет., из коих, собственно, водостоков имеется 187 т. пог. метр, и дренажей 35.000 пог. мет., в то время, как общее протяжение городских про
ездов равно 920.000 пог. метр. Соотношение этих
цифр лучше всего определяет действительную потребность в водостоках. Наличное же количество удовлетворительных по своему состоя
нию сооружений в настоящее время составляет не более 17% потребного.
Отвод сточных вод в Москве осуществляется с помощью раздельной системы канализации:
домовые воды отводятся одной сетью каналов, атмосферные же — другой, совершенно самостоятельной сетью. В виду значительной разницы в характере и количестве указанных выше вод, сильно различаются и соответствующие им сети каналов.
Собираемая каналами дождевая вода не подлежит специальной очистке и потому спускается непосредственно в естественные водные про
токи — р. Яузу и р. Москву. Домовые же воды подвергаются тщательной очистке в определенных местах, каковыми являются Люблин
ские и Люберецкие поля орошения. В смысле самой сети отличительной чертой дождевых коллекторов является значительность их раз
меров, представляющих собою часто целые инженерные сооружения, в то время, как канализационные коллектора обладают гораздо меньшими сечениями.
Таким образом, два этих сооружения, отличаясь внешним формальным сходством, в сущ
ности своей скрывают глубокое расхождение; центр тяжести водосточных сооружений ле
жит в их сети, центр тяжести канализационных сооружений — в их очистных и подсобных сооружениях.
Водостоки и дренажи представляют собой неотъемлемую часть благоустройства города, без коих последнее немыслимо.
Водостоки, непосредственно обслуживая мостовые городских проездов, должны были быть сооружаемы, предшествуя мостовым работам. Расположение, характер и размер водосточной сети определяется и исключительно территориальными признаками — рельефом местности.
Обращаясь к исторической справке о развитии водосточной сети, необходимо отметить, что до 1870 г. про
кладка сточных труб на проездах производилась исключительно част
ными лицами в очень ограниченных размерах и отличалась как своей бессистемностью, так и нецелесообразностью в техническом отношении.
Капитальные работы по устройству в городе водосточных труб начались с 1870 г. и, продолжаясь в течение целого ряда десятилетий, никогда не играли в городском бюджете сколько
нибудь значительной роли, вследствие чего эта отрасль городского благоустройства находится еще в очень неудовлетворительном состоянии.
Большая часть проездов совсем пока не имеет сточных труб, в тех же рай
онах, где таковые построены, размеры их недостаточны, и потому при сильных ливнях многие низменные части
План развития водосточной сети в Даниловском районе